Вроде пробежались по всем основным элементам монтажа. Осталось лишь мааааааленькое, малюсенькое, микроскопическое ответвление. Монтаж диалогов.
Как показать общение персонажей и не запутать зрителя кто с кем говорит?
Тут существует два момента. Один логически вытекает из другого.
Первый момент это "ось общения/правило 180 градусов".
Второй, следствие первого - "восьмерка"
И так что такое ось общения? Это воображаемая линия проходящая между двумя сторонами диалога.
Пока все логично. Правило 180 градусов гласит, что снимать диалог следует в радиусе 180 градусов с одной из сторон, относительно оси общения.
Для наглядности посмотрим сверху на все это безобразие..
Я там говорил, что из этого логически следует прием "восьмерка".
Что бы сделать восьмерку мы должны "закрепить" за персонажами половину кадра.
закрепили персонажей на своих половинах кадра
И откуда бы мы не снимали их общение, если не будем пересекать ось (будем работать только в диапазоне 180 градусов с одной из сторон относительно оси). Персонажи всегда будут занимать свои половинки кадра.
Самые внимательные заметили что в "восьмерке" есть исключение. Когда не нужно закреплять за персонажами их половины кадра.
В момент когда камера находится ровно на оси общения. Персонажи при таком варианте будут находиться строго по центру кадра.
До этого момента знают почти все, даже продюсеры. Но всегда есть нюансы.
Что происходит когда в диалог двух, вклинивается третий?
третий персонаж
Без паники! Два первых персонажа просто станут одной стороной диалога, а новый персонаж другой. И между ними появится новая ось общения
новая ось общения
И все будет работать по той же схеме "восьмерки".
Но что, если все трое изначально являются полноправными сторонами диалога?
Даже в этом случае нам нужно правило 180 градусов. И что б оно корректно работало, персонажи не должны стоять в одну линию.
стоят в линию
Ведь при таком раскладе, в крайних положениях камеры, они будут загораживать друг друга.
недопустимая близость
мы же не хотим что б их силуэты слились
Так что стоит послушать профессионала.
Нам нужен "треугольник общения".
треугольник общения
У нас осталась ось. В неё углом упирается наш "треугольник общения".
И диапазон 180 градусов тоже сохранился.
Так, если вы ещё тут и все понимаете. Это значит, что теперь наш экран поделен на три сегмента.
Каждый сегмент кадра закреплен за стороной диалога. И как бы мы не крутили камеру в диапазоне 180 градусов. Они всегда будут на своих местах.
За исключением, конечно, крайних положений камеры.
Тут кадр будет поделен на два сегмента.
Ну а дальше "Ромб общения", "Звезда общения", "Гексагон"... В общем предела нет! Всё завит лишь от того, на сколько у вас хватит внимания следить за географией и на сколько сильно вы ходите зат..хать аниматоров впихивая в кадр огромное количество персонажей.