Найти тему
Анимация от А до Я

Основы монтажа #5 "ПРИЕМЫ МОНТАЖА"

Ну вот мы и добрались до монтажа! Никаких больше отступлений, ща возьмём ножницы будем кромсать!

И главное что нужно запомнить, монтировать можно что угодно с чем угодно. Никаких ограничений нет. Вот и всё) можно расходиться.

Но если добавить немного душноты... Есть рекомендации. Народная мудрость, как поговорки. Хотите пользуйтесь, а если неохота забейте. Век кино дал режиссерам некий опыт, через отклик зрителей. Что помогает считывать сюжет, не отвлекаясь на монтажные склейки.

Приемы монтажа:

Есть три основных рекомендации

1. Монтаж по крупности

-2

Обычно не монтируют близкие по крупности планы друг с другом. Разницу в крупности планов на монтаже следует держать не меньше 30%.

Если все же очень нужно смонтировать два близких по крупности плана, следует сильно изменить ракурс.

2. Монтаж по движению

-3

Если в кадре есть движение, не следует прерывать его на промежуточных планах. Перед тем как план станет статичным следует показать остановку.

Так же сюда сходит "подхват", то есть если персонаж на одном плане начал движение, следующий должен подхватить его движение.

3. Монтаж по смыслу

-4

Монтажом лучше не нарушать логические цепочки.

А именно:

а) география - во время одного диалога, персонажей не нужно телепортировать в пространстве. Если они идут по мосту, то на всех соседних планах они должны идти по мосту.

б) положение персонажей - Существует такое понятие как "съемочный план/карта" (в игровом кино даже помечают крестиками где кто должен стоять). Так вот персонажам лучше не перескакивать с места на место в соседних планах.

в) действия персонажей - ну тут просто! Сначала разворачиваем конфетку, потом кладем в рот.

Если за этим не следить, зритель может задуматься "что за херню я только что увидел" и он отвлечется от сюжета.

И ещё несколько художественных приемов:

1. Монтаж по объекту в кадре

-5

Это когда на двух соседних планах есть акцентные элементы в одном и том же месте, и в момент монтажной склейки они подменяют друг друга.

2. Перебивка

-6

Дополнительный план, обогащающий повествование. Нужно этим пользоваться когда у вас много похожих по наполнению планов идут плотной колбаской. Успейте порадовать зрителя новыми кадрами пока он не начал проверят чаты с телефоне.

3. Резкий монтаж

-7

Все наполнение кадра соседних планов идентично, кроме каких то деталей. Чаще всего так показывают, что прошло время.

4. Рваный монтаж

-8

Тут вообще не паримся ни над чем. Монтируем как хочется. Но все же лучше помнить о какой то логичной связи повествования.

5. Параллельный монтаж

-9
-10
-11

Рассказываем поочередно несколько историй. Чуть-чуть одного, капельку другого, снова первый, опять второй. Единственное лучше чередовать блоки планов. А не лупить как из пулемета по каждой монтажной склейке.

6. Двойной показ

-12

У это приема есть два варианта:

а) В первом плане персонаж перевел взгляд, в соседний повторили этот перевод но уде с видом от первого лица.

б) Показали одно и то же на разной крупности. Сакцентировали внимание зрителя на ооочень важном моменте.

7. Совмещение

-13

Это что-то вроде коллажа.

Фоном используем географическую карту, на неё сверху вклеиваем персонажа читающего газету, а вишенкой на торте добавляем маленький поезд поверх всего этого великолепия. Чуть подвигали там-сям каждый из слоев и "путешествие на поезде из точки А в точку Б" готово.

А также есть несколько классических переходов, надежных как швейцарские часы:

Переходы нужны что б склеить несклеиваемое. У нас нет никакой возможности связать происходящее в соседних планах ни по смыслу, ни по действию. Просто бахаем переход и делаем лицо посерьезнее.

1. Затемнение

-14

Один план плавно затемняется до сплошного черного цвета, следующий выходит из затемнения. Черный цвет используется чаще всего, так-как в кинотеатрах темно. Но использовать можно любой цвет какой вам больше нравится.

2. Переплыв

-15

Один план плавно растворяется и на его месте проявляется следующий.

3. Штора/скрытый переход

-16

Когда какой-то объект проносится через кадр и за ним уже следующий план.

4. Вытеснение

-17

Один план тупо выдавливает другой и занимает его место.

5. Часовой переход/лифт

Любимый переход Джорджа Лукаса.

-18

а) Часовой - один план исчезает по кругу, буд то стрелка часов его стирает. А снизу проявляется следующий план

-19

б) Лифт - один план разделяется на две половинки и снизу уже новый.