Найти тему
Алексей Бакуменко

Три пушки XVII века: от истории в игру

Внимание на экран! Три пушки: из Углича, Устюжны и Орла! Мы уже рассказывали, что наша творческая команда сейчас работает над настольной карточной игрой "Спасти Ярославль", посвящённой событиям Смуты. Источники для иллюстраций в игре мы подбирали особо тщательно. Вопрос "Была ли у ополченцев Никиты Вышеславцева артиллерия?" мы задавали нескольким авторитетам в области военной истории XVII века. Ведущий в России специалист по бомбардологии Алексей Лобин предположил, что если у ополчения и была артиллерия, то мелкокалиберная, типа фальконета или волконейки, как её называли в русских источниках. Одним из центров производства таких орудий была Устюжна Железнопольская. А мы точно знаем, что устюжане входили в состав ополчения северных и поморских городов, освободившего Ярославль в 1609 году. Поэтому предположили, что ополченцы могли притащить с собой пару пищалей-фальконетов.

По словам Алексея Лобина, в источниках встречаются упоминания "пищалей на санех", то есть, сани вполне могли служить лафетом для таких пушчонок. Поэтому наша волконейка тоже мобильная.

Кстати, 12 фальконетов XVII века хранятся в музее Углича. Их то мы и взяли за образец. Ещё одно такое орудие было найдено в 2023 году под Орлом, где происходили бои между отрядами Дмитрия Пожарского и полковника Лисовского. А наш художник Ксения Стекольщикова нарисовала на основе угличских образцов боевую карту с пушкарем и его фальконетом. Обратите внимание, на нашем рисунке даже передана змеиная голова, обрамляющая орудийный ствол. И чешуйки!

Прототип карты игры "Спасти Ярославль". Рисунок Ксении Стекольщиковой
Прототип карты игры "Спасти Ярославль". Рисунок Ксении Стекольщиковой

Как рассказала Елена Автореева, сотрудник Угличского музея, эти пушки хранятся у них с открытия - 1892 года. Их боевая судьба неизвестна, но согласно Писцовым книгам 1674 г., такие орудия стояли на башнях Угличского кремля. Позднее некоторые пушки оказались в подвалах Спасо-Преображенского собора Углича, затем перекочевали в музей. А уже оттуда один фальконет передали в Москву - в Государственный исторический музей.

Смута в эпизодах | Алексей Бакуменко | Дзен