Найти в Дзене

А МОЖЕТ, ВЕРНЕМСЯ, ЗАЧЕМ НАМ, ПОРУЧИК, ЧУЖАЯ ЗЕМЛЯ?

Том Беренджер (слева) и Уильям Дефо в фильме "Взвод" Оливера Стоуна (1986)
Том Беренджер (слева) и Уильям Дефо в фильме "Взвод" Оливера Стоуна (1986)

Этот культовый фильм – противостояние, но не между чужими и своими, а только между своими… Можно даже сказать о том, как свои убивают своих же. Здесь враг не тот, кто на той стороне, за километры от линии фронта. Он здесь, с тобой рядом. В одном строю, и спит рядом… Здесь есть не только элементы дедовщины, но и реальной ненависти.
Это шедевр снят без участия американского аналога «ГлавПУра», а посему армия показана в нём во всей своей «красе».
Считалось, что крайне болезненная «вьетнамская тема» в американском кино была «закрыта» ещё в 1979 году «Апокалипсисом сегодня» Копполы, однако Оливер Стоун с этим был не согласен.
Безусловно, он лет на 10 запоздал со своим «Взводом» (Platoon), но фильм вышел как раз в то самое время, когда идеологи национального патриотизма строили реабилитационные программы для ветеранов Вьетнама вокруг «Зелёных беретов» и многочисленных подвигов Рэмбо.
Стоун начал сыпать соль на почти затянувшиеся и уже некровоточащие раны и остановиться уже не мог. В его портфеле – не один фильм о вьетнамской трагедии.

Постер к фильму "Взвод"
Постер к фильму "Взвод"

«Взвод» - один из самых ярких и пронзительных фильмов о войне. К слову, он – единственный режиссёр в США, поставивший фильмы на эту тему, который лично участвовал во вьетнамской кампании. В 1967 году в возрасте 20-ти лет Стоун был призван в армию и отправлен во Вьетнам в составе 2-го взвода роты «Б» 3-го батальона 22-го пехотного полка 25-й пехотной дивизии. Затем был переведён в 1-ю кавалерийскую дивизию, участвовавшую в разведывательных патрулях, после чего (до ноября 1968 года) снова переведён в механизированное пехотное подразделение дивизии.

Будущий режиссёр участвовал в крупном сражении за базу огневой поддержки «Бёрт» и был дважды ранен. Вернувшись с войны с несколькими боевыми наградами (в том числе «Бронзовой звездой» и «Пурпурным сердцем»), Оливер поступил в Нью-Йоркский университет, где учился у Мартина Скорсезе.
Стоун, наверняка прошел все стадии этого кошмара, который отразил в своём фильме: поначалу ты хочешь всё поскорее забыть, потом тебе кажется, что это всё просто приснилось. Ну, а под конец некоторых опять туда тянет. Возможно, режиссёр этим фильмом и снял свою подспудную тягу вернуться на войну, вернуться в свою юность.

Оливер Стоун
Оливер Стоун

Фильм «Взвод» - это история одного подразделения из состава той самой 25-й пехотной дивизии, где служил сам Оливер Стоун. Он считал, что тема войны во Вьетнаме, показанная в кино в то время, не отображает всей правды, которая происходила на самом деле на поле боя. Стоун, не имевший дотоле серьёзного опыта в большом кино, сразу же схватил непосильную глыбу, но, как показало время, риск был более, чем оправдан.
Это – откровенное кино на злободневную тему, жалящее по самым больным местам.
Фильм показывает один год войны глазами простодушного юнца Криса Тейлора, прототипа самого Стоуна (актёр Чарли Шин). Он бросил своё обучение в колледже и добровольно отправился во Вьетнам. Поступок Тейлора – это мальчишество, социальный протест против неравенства между богатыми и бедными, однако никто толком и не оценил это.

Главный герой первое время был недоволен тем, что никому из его сослуживцев даже не интересно знать его имя. Подобное отношение к новичкам обусловлено высокой вероятностью их гибели в первые дни пребывания во Вьетнаме
В картине показано как бы два лица войны. Противостояние между хорошим и плохим, внутренние конфликты в самом взводе. Одно лицо в образе героя, «добра», сердобольного сержанта Элайеса Гродина (великолепный Ульяим Дефо), другое - в образе зла, штаб-сержанта Роберта «Боба» Барнса (не менее великолепный Том Бэринджер). Но каждый из них по-своему прав. Оба героя имеют противоположные взгляды на жизнь и методы ведения войны.

-4

Довершает дело неопытный командир, лейтенант Вульф (Марк Мозес), которым все пренебрегают.
Семь раз получивший ранения Барнс – бесчеловечный и безжалостный убийца, готовый пойти на всё ради победы. Враг у него везде и повсюду – даже хромые инвалиды и маленькие дети.
Элайас же полагает, что Америка проиграет эту войну. Он сохраняет человеческое лицо и выражает сострадание по отношению к простым вьетнамцам. Элайас знал, что вся вьетнамская авантюра была обречена на провал и не скрывал этого. Спустя годы, проведенные под огнём, он понимает, что ценности, за которые он борется существуют только на бумаге, а война во Вьетнаме - это просто хаос и мясорубка, из которой почти невозможно выбраться.
Однако, и Барнс и Элайас, несмотря на разные взгляды на жизнь – не состоятельны, они - безнадёжны.

ПРИДУРКИ, ПОТОМУ ЧТО РИСКУЮТ ЖИЗНЬЮ РАДИ ДРУГИХ
Армия России. История и современность16 ноября 2023

Фильм показывает, как быстро война деморализует и может расколоть маленький взвод изнутри на два лагеря, то же самое и происходит с целой страной. Есть те, кто её будут поддерживать, но найдутся и противники милитаризма, выступающие с громкими лозунгами. И это начинает разрушать общество изнутри.
По ходу сюжета Крис Тейлор вбирает в себя качества обоих своих «отцов», и к концу фильма остаётся неясным, кто из сержантов победил в «битве за душу» главного героя.
Новобранец Тейлор прибыл, чтобы воевать с вьетнамскими партизанами, но оказывается, что приходится воевать в том числе и со своими. Ему придётся сделать этот сложный выбор – на чьей он стороне, либо превратиться в бесчувственную машину для убийств, либо сохранить человеческое лицо, не поступиться своими принципами, и остаться человеком.
Неопытность Тейлора в сочетании с суровыми условиями местности заставляет его поначалу серьёзно страдать.
Однажды взвод разбивает лагерь в джунглях и Барнс назначает Тейлора в ночной дозор. Откараулив свою смену, он передаёт эстафету напарнику Джуниору (Реджи Джонсон). Внезапно проснувшись посреди ночи, Тейлор замечает, что напарник спит, а невдалеке подкрадываются вьетконговские солдаты. Завязывается бой, в котором гибнет рядовой Гарднер, а рядовой Текс получает тяжёлое ранение. Оправдываясь, Джуниор сваливает всю вину за произошедшее на новичка Тейлора.
Это – подстава!

1-го января 1968 года два члена взвода, Сэнди и Сэл, были убиты в результате взрыва бомбы-ловушки. В результате поднявшегося шума рядовой Мэнни (Корки Форд) исчезает, хотя и вскоре после этого его находят мёртвым, привязанным к столбу. Эти инциденты вызывают у членов группы рост ненависти.
Тейлор скажет:
- Барнс тогда олицетворял наш общий гнев, и мы рвались за ним, чтобы восстановить справедливость любой ценой. В тот день мы любили его.
Солдаты прибывают в деревню, где Барнс запросто стреляет в спину убегающему крестьянину, а после спокойно заявляет подчинённому:
- Разберись с ним!
То, что происходит в дальнейшем, не поддаётся никакому здравому смыслу. Это – кромешный ад.
Один из солдат убивает сидящее на привязи беззащитное животное, чёрного поросёнка – просто так, другие прочёсывая деревню, ворошат штыками рис, в надежде отыскать какое-нибудь оружие, а потом поджигают весь урожай. Спрятавшихся в подвале крестьян, Барнс забрасывает гранатами:
- Посади их в хлев, - обращается он к рядовому. – Дай фосфорную гранату… Всем отойти!
Тейлор угрожает своим автоматом беспомощному молодому калеке, спрятавшегося в земляном погребе вместе с пожилой матерью:
- Что с тобой, идиот? Я не собирался тебя трогать? Какого чёрта ты не послушался?
Одноногий парень ничего не может ответить, он просто не понимает, что от него хочет солдат, который начинает стрелять по ногам:
- Пляши, уродина… Пляши одноногий!

-5

Эта сцена безумного танца смерти под автоматные очереди – одна из сильнейших в фильме. Но Бани не унимается и продолжает свою расправу над беззащитным:
- Трусливый гадёныш! Он же смеётся над тобой… Именно так желтопузые смеются… Точно – ржёт… Ты же не сожалеешь, тебе не жаль ни Санди, ни Сэла, ни Мэнди …
И сразу после этого Банни жестоко забивает прикладом по лицу до смерти.
- Чёрт! Как разлетелась его башка! Первый раз вижу мозги в таком виде… Я уверен, что здесь всем заправляет эта старая шлюха… Именно она перерезала Мэнни горло…
Но это – ещё не конец кошмара.
К Барнсу приводят крестьянина со шрамами, деревенского старосту, и тот приказывает выяснить, где он получил эти ранения. Тот отвечает, что во время бомбёжки.
- Хитрый, - не верят ему американцы.
- Спроси, - обращается Барнс к переводчику. – Почему у них столько оружия?
- Говорит, что у него не было выбора. За отказ вьетконговцы убили бывшего старосту…
- Для кого рис и оружие? – не верит Барнс.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Жена старосты осмеливается подойти и жаловаться на беспредел солдат (они перебили их свиней), на что сержант запросто убивает его жену выстрелом в упор и в полном безумии угрожает казнить дочь. В этот момент Элиас, возмущенный методами Барнса, лезет с ним в драку. Лейтенант Вулф вмешивается и прекращает драку, но Элиас предупреждает Барнса и Вулфа, что он всё-таки сообщит вышестоящему начальству об имеющихся фактах.
Похожий инцидент, показанный в фильме, действительно, имел место. Он вошёл в историю под названием «резня в Ми Лае» или «массовое убийство в Сонгми» 16-го марта 1968 года, когда в округе Сонтинь провинции Куангнгай в Южном Вьетнаме были убиты 504 мирных жителя.

Убитые мирные жители в Сонгми. Фотография Рональда Хэберли
Убитые мирные жители в Сонгми. Фотография Рональда Хэберли

Как оказалось, в этой деревушке не было ни одного солдата противника (небольшое подразделение ополченцев, находившееся в Ми Лае, покинуло деревню сразу после начала высадки). Тем не менее, солдаты открыли огонь по жителям деревни, работавшим на рисовых полях. Около 8 часов рота начала наступление на деревню, ведя беспрерывный огонь. В деревне солдаты начали забрасывать хижины гранатами и расстреливать их жителей из автоматического оружия. Группы беглецов, прятавшихся в придорожных канавах, расстреливались из автоматического оружия. Группа из 50 крестьян, прятавшихся в яме в дальнем конце деревни, была расстреляна по приказу командира 1-го взвода лейтенанта Уильяма Келли. Позднее были убиты около 100 пленных, которых солдаты захватили в деревне. То же самое было произведено в соседней деревне Биньтэй.

Конфликт Барнса и Элайаса не окончен.
В один из моментов, когда взвод попадает в засаду, оба они сталкиваются один на один в лесу, и Барнс предательски стреляет в него.
Когда он возвращается, его настигает Тейлор, которая спрашивает его об Элиасе, на что Барнс сообщает ему, что сержант мёртв. Но, когда они садятся в вертолет, Тейлор видит раненого Элайаса, которого преследует группа вьетнамских солдат, которым удается застрелить его. Таким образом, Тейлор понимает, что сержант Барнс бросил Элайаса на произвол судьбы.
Сцена гибели безоружного Элайаса, поднимающего обе руки кверху – второй сильнейший момент в фильме.

-8

В конце фильма, когда их перевозят на вертолете, Тейлор с отчаянием созерцает разрушения, вызванные войной, и рассуждает, что настоящий враг, с которым они сражались, был внутри них, и, несмотря на то, что война осталась позади, она никогда не оставит его, но как выживший он был обязан жить с этим.

Фильм про американских солдат без бороды и очков от солнца сейчас кажется фантастикой. Здесь ещё нет пафосных речей о демократии и правоте американской политики. «Взвод» — это кино, где отсутствует свойственная американцам идеализация образа своего солдата. Здесь нет «квасного патриотизма».
Не осуждая никого напрямую, Стоун, тем не менее, показывает, что вторжение во Вьетнам становится общенациональной травмой для американцев, источником глубочайшего психологического потрясения уже здесь, на передовой.
Думаю, что сейчас «Взвод» ни за что бы не стал культовым. В конце 1980-х Стоун честно раскрыл проблему выживания и приспособления человека в военном подразделении. Но, спустя 40 лет в новых военных картинах изменилась форма подачи войны, так как в те времена, война во Вьетнаме была трагедией для американского общества, а начиная с 2001 года, увы, стала привычкой.

ПОД СМОЛЕНСКОМ БОИ, ПОНЯЛ
Армия России. История и современность21 апреля 2024