В 1970 году режиссёр Алексей Герман снял свой многострадальный кино-шедевр «Операция «С Новым годом!» по сценарию Эдуарда Володарского. Это – одна из лучших картин о Великой Отечественной войне, фильм о доверии и вере, основанный на повести Юрия Германа (отца режиссёра), о бывшем солдате Красной Армии, коллаборационисте, «блудном сыне» с неслучайной фамилией Лазарев (актёр В. Заманский), который волею судьбы попал в партизанский отряд. Он вернулся добровольно, надеясь реабилитировать себя в глазах своих.
Несмотря на звёздный состав актёров и неординарный сценарий, на большой экран картина вышла лишь спустя 16 лет под названием «Проверка на дорогах». Планка киноправды оказалась у Германа на таком высоком уровне, что фильм тут же отправился «на полку», так как чиновники Госкино посчитали, что он позорит советского солдата и партизанское движение в целом. В советском (а значит, правильном) кино мог рисоваться лишь тот образ военных, которые утверждали наверху.
Вердикт был беспощаден - картина не раскрывает темы партизанской борьбы с оккупантами и дегероизирует это великое народное движение. Герои-партизаны предстают людьми надломленными и подавленными.
Бывший таксист Лазарев, живший до войны «без забот и хлопот», бежав от немцев, попал в отряд бывшего участкового Егорыча, старшего лейтенанта Ивана Локоткова (Ролан Быков), который всю войну прошёл в одном звании и лишь под занавес получил ещё одну звёздочку. Локотков – нетрадиционный командир. Он страдает от радикулита и греет ноги в тазике, рассказывает анекдоты про Гитлера, речь его проста, к бойцам своим относится по-отечески.
Есть у него в отряде и антипод, комиссар майор Петушков (Отто Солоницын). Конфликт между ними крайне остро затрагивает проблему человечности и идейности перед лицом боевых действий. Естественно, что на фронте (в т.ч. и в партизанских отрядах) командир и комиссар имеют разное видение обстановки, предлагают разные решения и дают противоположные приказы.
Командир сочувствует предателю, понимая, что его вина может быть смыта кровью врага, а комиссар не хочет лишних проблем, открыто заявляя, что Лазарева можно пустить в расход. Петушков уверен, что даже единожды оступившемуся нет и не может быть не только прощения, но и доверия. У майора погиб сын, направив на танки свой горящий самолет. Без всякого сомнения, он - патриот, готовый бороться за Родину до последнего и жертвовать при этом своей жизнью и жизнью других.
Есть в «Проверке на дорогах» ключевая сцена – эпизод с подрывом моста. Очень сильный! Партизаны заминировали железнодорожный мост, по которому должен пройти фашистский эшелон с оружием. Но, когда приходит время давать команду, Локотков медлит: под мостом идёт баржа с пленными красноармейцами, ценой их жизней будет оплачен отнятый у врага эшелон.
Поражает то, как это показано! Огромная баржа, битком набитая пленными советскими солдатами, которые безмолвно и покорно сидя, окружённые горсткой конвоиров. Звучит песня в исполнении Лидии Руслановой.
Конечно, не известно, как они оказались на барже. Не все попали в плен в бессознательном состоянии или из-за ошибок командования. Наверняка, были среди них и те, кто сдался в плен добровольно, и готов ишачить на врага, то есть идти против своей Родины. И тем не менее – взрыв моста должен погубить сотни из этих людей!
Иван Егорович пропускает баржу и только после этого, когда мост уже пуст, нажимает кнопку, объясняя это тем, что приказ у него был взорвать мост. Комиссар Петушков в ярости: для него каждый, кто оказался в плену, предатель, жалеть его нечего. Но Локотков уверен в своей правоте: на барже — наши люди.
Наверное, немцы знали, что Локотков поступит именно так, потому что они человеколюбивы и совестливы, не станут уничтожать своих.
В завершающей сцене фильма режиссер показывает свою позицию: именно за счет таких людей как командир партизанского отряда и была выиграна война. На плечах простых русских мужиков, рассудительных и справедливых, страна смогла вынести все тяготы и дать отпор врагу. При этом, такие как Лоскутков не обласканы наградами, всю войну прошли в одном звании. Они не готовы идти по головам, в каждом солдате видят человека, а не просто пушечное мясо.
Однако для многих ключевой момент фильма с баржой поэтому и остался ключевым, что не дал прямого ответа на вопрос. За счёт чего и кого? Герман посчитал, что за счёт Локоткова, но, может быть, война-то потому и была выиграна, что на руководящих постах были именно Петушковы. Ведь для победы необходимо пожертвовать чем-то и кем-то - это закон любой войны. Но перед Богом Локотков остался чистым, но, получается, что на самом деле прав был майор!
К чему это я решил вернуться к старому и уже ныне хорошо известному фильму? Что хотел спросить или показать?
Наверное, потому, что война – она всегда война и продолжает ставить перед всеми нами извечные вопросы – о человечности и о цене победы любой ценой.
Виновато ли мирное население в том, что произошло и происходит? Нужно ли в этом случае его беречь, если речь идёт о достижении цели? Ведь известно, что такая бережливость обходится очень дорого – ценой жизни своих же бойцов.
Во Вторую мировую войну союзники подвергли бесчеловечной бомбардировке Дрезден, уничтожив по разным оценкам от 100 до 275 тысяч человек. Около четверти промышленных предприятий города и около половины остальных зданий (городская инфраструктура и жилые дома) было стёрто с лица земли. Тем не менее, впоследствии был и «план Маршала» и «тёплые союзнические отношения» между США и ФРГ, которые сохраняются до сих пор. И ведь ничего – не просто живут, а благодарны, чуть ли не в задницу целуют!
Вот Вам и парадокс! Была ли в этом случае бомбардировка Дрездена вызвана военной необходимостью? Да и вообще, кто сейчас, кроме русских об этом вспоминает?