Добрый день. Продолжаю доить контент со списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, который я завершил смотреть полностью около месяца назад. В прошлый раз я закончил трилогию статей о фильмах из этого списка, которые мне больше всего НЕ понравились. Теперь же время поговорить о лентах необычных.
Понятно, что в подобном списке не могло обойтись без картин самых разных планов, из разных стран, разных жанров и так далее, но даже так некоторые умудрились выделиться особенно. Возможно, кому-то мой выбор может показаться странным, поэтому я буду объяснять, чем конкретный фильм, по моему мнению, выделяется. Сортировать как топ сей список я не буду, банально потому что не совсем понимаю, как его составить и как определить, какое кино более необычно. Так что расположены они в порядке появления в списке, от мест пониже до мест повыше.
Ещё одно важное примечание. Это список именно необычных фильмов, которые показались таковыми именно мне. Это не значит, что все картины, что я упомяну, мне нравятся. Ко многим я отношусь нейтрально, к каким-то нейтрально-позитивно, к каким-то неопределённо. В любом случае, этот список может быть интересен людям, ищущим какой-либо необычный опыт кинопросмотра, я надеюсь. Так что начнём, пожалуй.
1. "Ангел-истребитель"/"El Ángel exterminador"(1962)
Место в списке: 233
После роскошного званого ужина гости вдруг обнаруживают, что в силу каких-то таинственных причин не могут выйти из столовой. Проходит день, другой, и множества тщательно выстроенных фасадов и поз - как не бывало. Исчезают без следа понятия о приличиях, обусловленных положением в обществе, люди опускаются до примитивного животного состояния.
В своё время, помнится, лента Луиса Бунюэля мне показалась довольно скучной, хотя уже тогда я отметил и интересную задумку, и добротное исполнение, и в целом чуть смазанные, но склоняющиеся к позитивным впечатления. Перечитав свою статью про этот фильм, я даже удивился, что исходя из неё мне как будто скорее не понравилось. Может так и было, но теперь, когда я знаю, какую жесть ещё засунули в топ, "Ангел-истребитель" кажется вполне ничего таким выбором для вечернего просмотра.
Чем необычен? Задумкой сюжета, в первую очередь. В первой трети, когда начинается основной движ, создаётся впечатление, что это будет этакий предшественник жанра герметичного триллера, где запертые друг с другом люди вынуждены как-то чего-то думать и разбираться меж собой. В принципе, так и есть, с той лишь разницей, что здесь это история не про какого-то маньяка в духе "Пилы", а вроде как сатира на буржуазию. Таким образом, кино балансирует между жанром герметичного триллера и другой лентой Бунюэля "Скромное обаяние буржуазии". Если я всё верно помню, естественно, пушо смотрел очень давно.
2. "Туринская лошадь"/"A torinói ló"(2011)
Место в списке: 231
В 1889 году на улице Турина случилось странное происшествие. Кучер хлестал кнутом старую лошадь, которая отказывалась тронуться с места. Неожиданно к повозке подбежал хорошо одетый господин с пышными усами и обнял животное за шею, при этом горько зарыдав. Это был не кто иной, как всемирно известный философ Фридрих Ницше. Его с трудом увели от лошади, а когда привели домой, выяснилось, что он не в себе. Ницше поместили в лечебницу для душевнобольных, где он провел остаток жизни.
Но что же случилось с лошадью и ее хозяином?
Если вы не знаете, кто такой Бела Тарр, то наилучший способ узнать — посмотреть "Туринскую лошадь" как наиболее удачную, на мой взгляд, его картину. Фильм-парадокс, который снят нарочито монотонно и скучно, но при этом не кажется скучным. Мне не показался, хотя я в этом отношении весьма привередлив. Как так — загадка. Единственное предположение, звучащее относительно убедительно, что это сила режиссуры. Ну или у меня в тот день было супер-мега-хорошее настроение.
Чем необычен? Опять же, практически максимально нудный нарратив, который благодаря режиссуре и атмосфере настолько гипнотизирует, что 2,5 часа проходят не так уж плохо. Не могу, разумеется, гарантировать, что на вас это сработает так же, как на мне, и что вы не свалитесь со скуки на 15-ой минуте. Но попробовать, возможно, стоит.
3."Сало, или 120 дней Содома"/"Salò o le 120 giornate di Sodoma"(1975)
Место в списке: 228
Экранизируя роман маркиза де Сада, Пазолини переносит действие в 1944-45-е годы, в фашистскую «республику Сало» на севере Италии, где группа лиц из высшего общества во главе с принцем унижает, издевается, мучает, пытает юношей и девушек, собранных для услаждения извращённой элиты, чувствующей свою погибель. Четыре месяца длится эта экзекуция. Для взрослых это последняя возможность удовлетворить свои низменные инстинкты, для молодых людей - расплата за свою юность и желание жить.
Да, тот самый фильм, про который люди, не смотревшие, шутят, что это то самое кино, где едят... эм, ну, то что природой есть не задумано. Однако же на самом деле в своём, скажем так, жанре кино весьма неплохое. Да, большинству такое точно не понравится, многие будут просто плеваться и больше получаса едва ли выдержат, вам может такое не нравиться. Но чем он полезен, так тем, что вызывает стойкое отвращение к тоталитарным режимам, диктатурам, людской мерзости и вседозволенности. Можно говорить что угодно, что гадость, что мерзость, но вести себя как местные злодеи вам 100% не захочется ни при каких обстоятельствах.
Чем необычен? Ну как вам сказать... Среди фильмов в списке "Sight&Sound", картина Пазолини действительно уникальна. Если брать вообще весь мировой кинематограф, то парочка похожих найдётся, но чем они особенны я вам не скажу, потому что Дзену такие темы очень не нравятся, а мне и так уже пару раз кидали предупреждения за обсценную лексику(которой не было). Кино довольно противное и отталкивающее, но оно таким и задумано.
4."Тесицюй"/"Tiexi qu"(2002)
Место в списке: 215
Не так давно индустриальный район Теси на севере Китая кипел жизнью, а в новых условиях, когда на первый план вышли легкая промышленность и высокие технологии, он переживает упадок — закрываются производства, деградирует инфраструктура, а люди продолжают ходить на работу, деморализованные перед лицом неопреденного, но не предвещающего ничего хорошего будущего. В«Ржавчине» камера следует за рабочими в цехах, раздевалках, подсобках плавильного, кабельного и сталепрокатного заводов.
Любите документалки? Про что обычно смотрите? Небось, про события какие важные, или, если человек более сердобольный, про зверушек всяких? А как насчёт 9-часовой документалки про китайских заводчан, а, а? Небось, не ждали? Справедливо, такое действительно сложно предвидеть. Что тут ещё скажешь? Коли будете смотреть, советую просмотр разбить, благо что даже сама лента разбита то ли на 3, то ли на 4 части. Многие киноманы советуют смотреть даже очень длинные фильмы в один присест, но многие киноманы не смотрели "Тесицюй", поэтому мне виднее.
Чем необычен? Это девятичасовая документалка про китайских заводчан, в которой добрая часть всего видеоряда снята как бы со стороны, в то время как интервью здесь очень мало, а какого-либо закадрового голоса по-моему вообще нет. Так что зрелище определённо не для всех, но а как иначе? Мне в своё время, на удивление, зашло.
На этом пока всё. Продолжение следует...