Найти в Дзене
Картины рассказывают...

История Персея, созданная Эдвардом Бёрн-Джонсом

Оглавление

Мифологические темы - одни из самых любимых в творчестве прерафаэлитов. Поэтому нет ничего удивительного, что Эдвард Бёрн-Джонс (1833 - 1898), хотя и не входящий в само Братство, но близкий им по духу, неоднократно обращался к мифологии.

Одной из самых его значительных работ была серия картин, посвященных мифу о Персее. В эту серию входит 10 картин.

В 1875 году политик лорд Артур Бальфур поручил Берн-Джонсу создать серию картин для музыкальной комнаты своего лондонского дома.

В основу своей работы Эдвард Бёрн-Джонс взял пересказ мифа о Персее в поэме Уильяма Морриса "Земной рай". Берн-Джонс работал над проектом десять лет, но он, по его воспоминаниям, так и не был завершен.

Предлагаю "прочитать" миф о Персее так, как его рассказал английский художник Эдвард Бёрн-Джонс.

История началась с того, что царь острова Сериф Полидект, воспитатель Персея, влюбился в Данаю, мать воспитанника.

Полидект, желая избавиться от Персея, решил дать герою смертельно опасное задание - добыть голову Медузы Горгоны, чудовища со змеями вместо волос, жившего на краю Ойкумены, при взгляде на которое всё живое превращалось в камень. Задание сложное, почти невыполнимое.

1. Зов Персея

Эдвард Бёрн-Джонс. Зов Персея, 1877. Художественный музей в Штутгарте, Германия.
Эдвард Бёрн-Джонс. Зов Персея, 1877. Художественный музей в Штутгарте, Германия.

Первая картина серии посвящена тому, как Персей обдумывает это сложное задание.

Картина интересна тем, что состоит из двух частей. Слева изображен опечаленный Персей, сидящий на берегу реки. Он не знает, как выполнить задание. Но тут к нему подходит женщина, укутанная в темные одежды.

Это богиня Афина. В правой части картины она уже предстает перед Персеем в своем истинном виде. Афина преподносит Персею меч и зеркало, которые помогут герою победить Медузу Горгону.

2. Персей и Грайи

Эдвард Бёрн-Джонс. Персей и Грайи, 1892. Художественный музей в Штутгарте, Германия.
Эдвард Бёрн-Джонс. Персей и Грайи, 1892. Художественный музей в Штутгарте, Германия.

Чтобы узнать, где живет Медуза Горгона, Персей отправился к Грайям, сестрам Медузы Горгоны. Грайи жили на крайнем западе, и у них был один глаз на троих.

Персей украл этот глаз. Чтобы вернуть себе этот глаз, Грайи вынуждены были рассказать, где живет Медуза Горгона.

3. Вооружение Персея

Эдвард Бёрн-Джонс. Вооружение Персея, 1885. Городская художественная галерея Саутгемптона, Великобритания
Эдвард Бёрн-Джонс. Вооружение Персея, 1885. Городская художественная галерея Саутгемптона, Великобритания

Бой с Медузой Горгоной -серьезный бой. Персею требовалась специальная подготовка. И он отправился к морским нимфам, которые вручили Персею крылатые сандалии бога Гермеса, шлем-невидимку, принадлежащий Аиду, и мешок, для хранения отрубленной головы Горгоны.

4. Находка Медузы

Эдвард Бёрн-Джонс.  Находка Медузы, 1888.  Художественный музей в Штутгарте, Германия.
Эдвард Бёрн-Джонс. Находка Медузы, 1888. Художественный музей в Штутгарте, Германия.

Персей нашел Медузу Горгону. Она стоит впереди спрятавшихся за ней сестер. Её волосы развеваются.

Персей приготовил зеркало, чтобы вступить в бой с Медузой.

5. Смерть Медузы I

Эдвард Бёрн-Джонс. Смерть Медузы I, 1882. Городская художественная галерея Саутгемптона, Великобритания
Эдвард Бёрн-Джонс. Смерть Медузы I, 1882. Городская художественная галерея Саутгемптона, Великобритания

Персей отрубил голову Медузы Горгоны и держит её в руке.

На момент смерти Медуза была беременна от Посейдона, и она родила Пегаса, крылатого коня, и человеческого ребенка Хрисаора, которых художник изобразил на своей картине.

6. Смерть Медузы II

Эдвард Бёрн-Джонс. Смерть Медузы II, 1882. Городская художественная галерея Саутгемптона, Великобритания
Эдвард Бёрн-Джонс. Смерть Медузы II, 1882. Городская художественная галерея Саутгемптона, Великобритания

Персей прячет отрубленную голову Медузы в волшебный мешок. Но сестры Медузы взмывают в небо, намереваясь убить Персея. Но ему на помощь приходит шлем Гермеса, который сделает его невидимым.

7. Атлант, превратившийся в камень

Эдвард Бёрн-Джонс. Атлант, превратившийся в камень, 1878. Городская художественная галерея Саутгемптона, Великобритания
Эдвард Бёрн-Джонс. Атлант, превратившийся в камень, 1878. Городская художественная галерея Саутгемптона, Великобритания

Возвращаясь назад, Персей встречает Атланта, держащего по воле Зевса на своих плечахнебесный свод.

Возвращаясь назад, Персей встречает Атланта, держащего по воле Зевса на своих плечах небесный свод. уговоры Атланта и улетает прочь, оставив Атланта держать небесный свод.

8. Роковая скала

Эдвард Бёрн-Джонс. Роковая скала, 1885. Художественный музей в Штутгарте, Германия.
Эдвард Бёрн-Джонс. Роковая скала, 1885. Художественный музей в Штутгарте, Германия.

По дороге домой Персею предстоит совершить еще один подвиг.

Он встречает прикованную к скале Андромеду, которую родители отдали на съедение морскому чудовищу.

9. Судьба свершилась

Эдвард Бёрн-Джонс. Судьба свершилась, 	1888. Художественный музей в Штутгарте, Германия.
Эдвард Бёрн-Джонс. Судьба свершилась, 1888. Художественный музей в Штутгарте, Германия.

Персей убивает морское чудовище и освобождает красавицу Андромеду.

Счастливые родители обещают Персею отдать Андромеду в жены.

10. Зловещая Голова

Эдвард Бёрн-Джонс. Зловещая Голова,1885. Городская художественная галерея Саутгемптона, Великобритания
Эдвард Бёрн-Джонс. Зловещая Голова,1885. Городская художественная галерея Саутгемптона, Великобритания

Последняя картина в серии показывает Персея и Андромеду в прекрасном и плодородном саду. Чтобы убедить Андромеду, что он сын Зевса, Персей показывает ей голову Медузы, призывая смотреть только на отражение в воде.

На этой картине Эдвард Бёрн-Джонс заканчивает свою историю. Хотя история самого Персея еще далеко не закончена. Но продолжения не последовало.