Марина Цветаева (1892-1941 гг) росла, окруженная искусством. Мать – талантливая пианистка, отец – директор Музея изобразительных искусств.
Но девочка выросла как бы сейчас назвали трудным ребенком. Будучи подростком закладывала вещи в ломбард, когда ей не хватало денег, красила волосы, в 17 лет начала курить.
СТИХИ ВМЕСТО БЫТА
В свободное время Марина много читала и сочиняла. Сочиняла стихи, которые читала свои подругам. Позже они составят ее первый сборник «Вечерний альбом».
Марина много курила. Константин Бальмонт писал, что она выменивала у него сигареты на картофель.
Она была плохой хозяйкой, совершенно неприспособленной к быту. По ее собственному признанию, она умела только хорошо писать стихи. В доме всегда прислуга.
ТАРУСА
Детство сёстры Цветаевы проводили на даче в Тарусах. Здесь был хороший сад. Росли яблоки, груши, сливы, на веранде кипел самовар, в вазочках стояли мед, варенье.
Цветаевы ходили в Тарусе в гости к соседям Добротворским. Девочкам очень нравилось, как их кухарка готовила ржаные лепешки на сметане, тушеную говядину с зарумянившейся в соку картошкой.
«Поляны яблонь, груш, слив, ягодник, вишенник, веранда, где вечно кипел на столе самовар, осы, жужжащие над вазочками с разнородным вареньем и медом, сладкие пироги, ватрушки и особенно любимые ржаные сдобные лепешки…»
Цветаева А.И. Воспоминания
Но самым вкусным в детстве было взять кусок черного хлеба посыпать его солью.
Детство есть детство. Это только будучи взрослыми мы понимаем, что детские годы – лучшее время в жизни. Так было и у сестер Цветаевых несмотря на строгость матери.
«Кажется, еще целую жизнь проживи, не забудешь вкуса, запаха и уюта накрошенных в блюдечке теплого молока калача или булки. И никогда - думаю, ни одного разу за жизнь, - не было, чтобы сочетанье молока и белого хлеба не вернуло память к тем дням, к тому часу детского отдыха ко сну».
ЦВЕТАЕВСКИЙ И НЕЦВЕТАЕВСКИЙ
Ах, еще цветаевский пирог. Сама Марина имела мало отношений к этому пирогу. Ее не интересовала кулинария. Да, пирог пекли в семье, но пекли деревенские девушки, что были в качестве прислуги в доме. И редкий вечер обходился без ароматного, пышного яблочного пирога.
Детство, милое детство закончится. Придут страшные годы Первой мировой войны, революции и гражданской войны. Детские воспоминания – вот, что останется у Марины.
Она совершенно была не приспособлена к бытовой стороне жизни. Это еще отмечала ее мать, Мария Александровна. Марину больше интересовали книги, а не то как надо укладывать вещи, собираясь в поездку.
АЛЯ, А НЕ ИРОЧКА
В биографии Марины Ивановны Цветаевой есть страшная страница – смерть второй дочери - малышки Ирины от голода. Позже об этой истории она будет рассказывать своей сестре Асе.
«Не помог никто! Когда умирала Ирина. Бывшие друзья катались в колясках со своими дельцами (дельцы и тогда были). Была одна мороженая капуста. Чтобы детей взяли в красноармейский приют, я должна была подписать бумагу, что это беженские дети, что я их нашла у своей квартиры. Взяли, и там их кормили. Но Ирине уже было поздно…»
Цветаева А.И. Воспоминания
Старшую дочь Алю женщина спасала за счет младшей. Пять раз в день она кормилу Алю пшенной кашей – больше ничего не было.
Уже после смерти дочери Цветаевой выдали академический паек, который в начале двадцатых годов получали литераторы, ученые.
Когда в гости к Марине Ивановне приехала сестра Ася с сыном, она кормила их супом с бараньей ногой, хлебом и все той же пшенной кашей. Это все благодаря академическому пайку.
Нет, попытку спасти Ирочку была. Ее два раза забирала к себе в деревню няня. Там девочку кормили хлебом, лепешками, и она оживала, начинала говорить, ходить. Но, когда ее возвращали матери, которая не кормила, Ира вновь переставала ходить и говорить.
ЗАГРАНИЦА И ВОЗВРАЩЕНИЕ
Дальше были семнадцать лет жизни за границей. Семья Эфрон-Цветаева пополнилась сыном Георгием (Муром). Марина Ивановна зарабатывает на еду переводами. Но денег очень мало.
В Париже ограничивалась круассанами и дешевым беконом.
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР. На первом месте было творчество. Здесь она жила с сыном тяжело. Последний кусок отдавала Муру.
«Вы – с отрыжками, я - с книжками,
С трюфелем, я с – грифелем,
Вы - с оливками, я – с рифмами,
С пикулем, я – с дактилем».
Цветаева М.И.
В последний день лета 1941 года ее не стало.