Найти тему
Православная Жизнь

Что запрещается и что разрешается делать монахам

Первой формой монашества в христианском мире было отшельничество – образ жизни, подражающий многим ветхозаветным пророкам. Христиане добровольно уходили в безлюдные места, чтобы полностью посвятить себя Богу и внутреннему пути святости.

К IV веку отцами-пустынниками был накоплен уже довольно большой опыт, а император Константин Великий присвоил христианству статус государственной религии. Стало распространяться общежительное монашество; монастыри начали огораживать стенами, а инокам предписали носить особые одеяния. Тогда же сформировались монашеские обеты, которым не может противоречить жизнь инока.

Обеты произносятся постригаемым добровольно, не лицемерно, и адресованы они лично Богу.

-2

В понимании святых отцов, вся суть монашеской жизни заключается в отречении от мирской жизни, поэтому с помощью монашеских обетов христианин устремляется к полному искоренению из сердца губительных страстей – гордости, тщеславия, сребролюбия, похоти и чревоугодия. А чтобы достичь личной святости, монах стремится насадить в сердце противоположные этим страстям добродетели.

Обета три: безбрачие, послушание и нестяжание.

Давая обет безбрачия, монах нацеливается на победу над инстинктом размножения как способной захватить значительную часть жизни животной составляющей человеческого существа. Логично, что чем моложе монах, тем сложнее ему победить ему эту естественную страсть.

Обет безбрачия освобождает монашествующих от личной привязанности к несовершенному человеку, каким может быть муж или жена, и нацеливает на преимущественное общение с совершенным Богом. В этом выражается любовь к Нему.

Господь, как образец девства, говорит по поводу безбрачия, что есть скопцы, которые духовно оскопили себя ради Царства Небесного, и не всем это дано вместить. Монахи и монахини – это как раз те, кто смог вместить эти слова Спасителя.

-3

Посему, монашествующим запрещается любые чересчур долгие разговоры с молодыми представителями противоположного пола (какими могут быть трудники и паломники) и чересчур приправленное эмоциями общение с ними, которое может перейти во флирт или иное сексуальное поведение.

Нормой древности было отсутствие в мужских монастырях женщин, а в женских – служение в храме только немолодых иеродьяконов, иеромонахов и архимандритов. И сегодня есть монастыри, где такая норма соблюдается.

Инокам и инокиням запрещаются не только все пустые разговоры и сплетни, но и разговоры о вещах духовных, которые крадут время молитвы и могут стать источником искушений – духовный мир полностью непостижим душой, заключенной в тленную плоть, поэтому в таких разговорах человек может придумать несуществующие скрытые реалии и возомнить себя особо посвященным.

Если совершенному девству мешает само тело человека, то помогает этой добродетели аскетичный рацион – монахи вообще не едят мяса, что приглушает инстинкт размножения.

-4

Главный образец послушания – опять Иисус Христос, который, как Он Сам сказал, искал не Своей воли, а воли пославшего Его Отца. Обет послушания игумену или игуменье монашествующие принимают, чтобы отсечь свою волю и освободить душу от всех желаний, кроме желания быть с Богом. Своеволие обычно взращивает в душе самомнение, поэтому с помощью добровольного послушания монах искореняет в себе гордыню и взращивает смирение.

Посему немыслимо, чтобы монашествующее лицо в формате послушания сказало старшему брату или сестре, что не будет исполнять повеление. Если дана четкая инструкция – нельзя монаху исполнять повеление по-своему и даже пытаться предложить начальствующему монаху свой вариант действий.

-5

Важнее послушаний в формате хозяйственной деятельности монастыря только духовное послушание опытным иеромонахам и архимандритам.

Монаху нельзя таить даже справедливую по его мнению обиду на кого-либо из отцов и братии, а все такие искушения принимать как испытание от Бога и повод к усиленной молитве.

Про нестяжание Господь говорил, что совершенен тот, кто продал все имущество и раздал его нищим. На такое способны немногие.

Если мирской человек видит свободу в изобилии материальных ресурсов, то монах – в их умеренном количестве. Иноки и инокини не тратят время и мысли на приобретение богатства, а сосредотачиваются на молитве и стремлению к личной святости.

-6

У монашествующих есть личные вещи, но это не могут быть предметы роскоши или вычислительная техника типа смартфонов или компьютеров, если с ней не связано непосредственно благословленное иноку послушание. Из информационных технологий у современных монахов и монахинь по большей части старые добрые книги и обычные мобильные "звонилки".

Монаху нельзя иметь душевную привязанность к какой-либо личной вещи.

Важный мирской ресурс – это репутация. От репутации, как и других форм богатства, монашествующие тоже отрекаются. Монаху нельзя заботиться и переживать о каком-то особом мнении о нем у отцов, братии и постоянных паломников и трудников. Так пресекаются тщеславие и гордость.

Святой Григорий Богослов утверждает, что монах должен жить только ради одного Бога. Все, что получают от монаха окружающие – производная иноческой жизни ради Христа.

-7