Найти тему

«ГЛАВНЫМ ПРЕДМЕТОМ ИСКУССТВА ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕК...»

Все свои лучшие кинокартины этому выдающемуся советскому кинорежиссёру посчастливилось снимать на легендарной киностудии имени М. Горького. Само же перечисление лент не только впечатляет, но и свидетельствует о том, что над ними работал большой, самобытный, чрезвычайно талантливый, непревзойдённый мастер.

«Память сердца», «Евдокия», «Им покоряется небо», «Рано утром», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Мы, нижеподписавшиеся...», «Карнавал», «Конец света с последующим симпозиумом». Старшему поколению эти фильмы хорошо известны. Ну а «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны» так и вовсе стали культовыми, всенародно любимыми. Поставила же все эти шедевры обаятельная женщина, выпускница ВГИКа, кинорежиссёр Татьяна Лиознова, столетний юбилей со дня рождения которой отмечается 20 июля.

Однажды на вопрос, в чём, по её мнению, заключается наиважнейшая задача искусства, народная артистка СССР и РСФСР, кавалер орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Почёта, «За заслуги перед Отечеством» III степени Татьяна Лиознова ответила: «Укреплять человеческие сердца! Долг художника — убеждать людей в том, что они могут стать лучше, чем есть, делать всё возможное ради уничтожения зла — войн и несправедливости. Главным предметом искусства является человек. Самый обыкновенный, один из многих. Он и является феноменом жизни, феноменом своего времени.».

Татьяна Михайловна была художником основательным, вдумчивым, требовательным, в чём-то противоречивым. Одной же из главных её опор в искусстве была чёткая и последовательная взаимосвязь с окружающей действительностью, с жизнью, обыденной народной жизнью во всём многообразии, над которым она постоянно задумывалась. «Для художника, и в особенности для кинематографиста, — говорила Татьяна Михайловна, — неприемлем тезис: «Изучай жизнь народа!». Не изучать, а жить той же жизнью! У художника должны быть те же заботы, проблемы, огорчения, что и у его зрителей, читателей».

Добавим, что настоящий художник не должен, не имеет морального права отходить и отстраняться от своего народа. Лиознова эту жизненную истину, с годами наполнявшуюся идеями и делами, стремлениями и начинаниями, взлётами и победами, неизбежными трудностями и неудачами, высоким патриотизмом и гражданственным звучанием голоса, прекрасно знала и всегда строго её придерживалась. «В комплекс жизненных идей, который меня формировал, очень многое входило, — вспоминала мэтр киноискусства. — Это и наше юношество, и наши школьные годы, и то, что судьба послала нам замечательных педагогов, — я училась в 273-й школе Дзержинского района Москвы. Вспоминая о ней, думаю, что не сделала, может быть, самого важного своего фильма, посвящённого школе, педагогам. Это и предвоенные годы, полные трудового энтузиазма, вдохновенной веры в жизнь. Это и война с её тревогой, лишениями, болью, с её потерями близких. В нашей семье погиб не только мой отец, но и три брата мамы. И, наконец, сама школа Герасимова, включающая в себя и то, что меня из института исключили, и мне пришлось доказывать своё право на профессию, и то, что потом я встала в ряд тех учеников, которых Сергей Аполлинариевич особо выделял, даже ставил иногда «отлично». И сам Герасимов с его неуёмной энергией, жизнелюбием, беспримерным педагогическим даром, о чём свидетельствует хотя бы то количество учеников, которых он совместно с Тамарой Фёдоровной (речь о народной артистке СССР, педагоге, супруге С. Герасимова Тамаре Макаровой. — Р. С.) воспитал. И каких учеников! И собственная моя жизнь в комсомоле и в партии, и первые шаги на студии — всё это в конечном счёте не могло не проявиться в том, что я сегодня делаю, как делаю и почему делаю. Если говорить собственно о выборе профессии, о том, благодаря чему я стала режиссёром, то, наверное, самой серьёзной побудительной силой было могучее воздействие литературы».

-2

Она добьётся больших профессиональных высот и станет чрезвычайно авторитетным, уважаемым и любимым в народе кинорежиссёром. Благодаря бесспорному таланту, трудолюбию, кипучей энергии, способности объединять вокруг себя коллектив, находить общий язык со всеми участниками непростого процесса создания художественных фильмов, Лиознова создаст картины, давно ставшие отечественной киноклассикой и нисколько не растерявшие художественной привлекательности и актуальности сегодня. В её лентах снимались выдающиеся артисты — Тамара Макарова, Олег Жаков, Нина Сазонова, Вячеслав Тихонов, Татьяна Доронина, Олег Ефремов, Людмила Хитяева, Николай Рыбников, Евгений Евстигнеев, Леонид Броневой, Ростислав Плятт, Василий Лановой, Олег Табаков, Леонид Куравлёв, Ирина Муравьёва, Юрий Яковлев, Клара Лучко, Олег Янковский, Аристарх Ливанов, Александр Абдулов, Вера Васильева, Александр Михайлов, Армен Джигарханян. И прекрасная, чарующая, глубокая музыка к её картинам написана такими выдающимися композиторами, как Марк Фрадкин, Александра Пахмутова, Андрей Эшпай, Леонид Афанасьев, Микаэл Таривердиев, Гия Канчели, Максим Дунаевский. Что и говорить — целое созвездие имён, ставших достоянием отечественной культуры.

О каждом фильме Лиозновой есть что рассказать. Хотя, вне всякого сомнения, их прежде всего следует пересмотреть. Ну а молодым, тем, кто с лентами режиссёра не знаком, посмотреть их стоит обязательно. Тем более что в них не только интересные, содержательные, волнующие сюжеты, но и запоминающиеся образы, почерпнутые из жизни. «Необходимо, чтобы героев порождали не кино или театральная драматургия, но сама жизнь!» — утверждала Татьяна Михайловна.

-3

Много писалось и говорилось о фильме «Три тополя на Плющихе», поставленном в 1967-м, а годом позже удостоенном премии Международного католического бюро по кинематографии — «за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность» на IX Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата.

«Рассказ А. Борщаговского мне предложила прочесть редактор киностудии им. Горького Н. Торчинская, — вспоминала Лиознова. — Совсем не думала, что буду снимать по нему фильм, но, видимо, какой-то мой контакт с рассказом состоялся. А потом я услышала песню А. Пахмутовой «Нежность». Там были такие слова: «И куда-то всё спешат такси.». Я стала сочинять образы Саши и Нюры, деревенской женщины, которая случайно попадает в большой город, в Москву.».

История об обычном семейном разладе, о чистой и светлой натуре простой и доброй Нюры, которую сыграет несравненная Татьяна Доронина, о зарождении её любви к водителю московского такси Саше, сыгранному Олегом Ефремовым, покорит советского зрителя. Казалось бы, прошло уже более полувека, а фильм этот всё так же берёт за душу, волнует, заставляет переживать, размышлять, стремиться к полноте чувств.

«Три тополя…» продолжает главную тему всех моих работ — тему верности, — подчёркивала режиссёр. — Здесь — верность жены своему мужу и семье, несмотря на возможный соблазн счастья. Разведчик Штирлиц верен до последнего своей Родине, лётчики-испытатели («Им покоряется небо») верны небу. Все мои герои делают своё дело совестливо и честно».

«Семнадцать мгновений весны» — киношедевр на все времена, разлетевшийся буквально на цитаты. Писать о Штирлице, неразрывно ассоциируемом с Вячеславом Тихоновым, полагаю, не стоит. Приведу лишь слова Татьяны Михайловны, которой этот персонаж, придуманный писателем Юлианом Семёновым, был чрезвычайно дорог: «Образ Исаева, как я его себе представляла, конечно, становился в ряд с героями, о которых я снимала фильмы всегда, всю жизнь, хотя все они очень разные, мои герои. Герой «Семнадцати мгновений» давал повод к тому, и тут я приходила к необходимости, может быть, даже несколько обострять мою мысль, полемизируя со своими оппонентами, чтобы в полной мере художественно, убедительно, доказательно и эмоционально рассказать не о супермене, не о пресловутом Джеймсе Бонде, а о Человеке, который в силу обстоятельств делает именно это. мучительно тяжёлое дело на земле, но делает его, не жалея ни своих сил, ни своих нервов, ни самой жизни, — благородно, бесстрашно, честно и до конца».

.Татьяна Лиознова — режиссёр, патриот, человек высочайшей культуры, всегда ратовавший за развитие подлинного, высокодуховного искусства. В чём же секрет неувядающей привлекательности её фильмов? Притягательность, актуальность, артистическое многоцветье, серьёзные сюжеты — очевидны. В них — искренний настрой и правда жизни, зачастую суровая, может, и неприглядная, но исторически верная. В них присутствуют всепобеждающий оптимизм, гуманизм и человеколюбие, любовь и верность, жертвенность и решимость бороться во имя высоких идеалов, за великую нашу созидательную правду.

Сегодня активно обсуждается вопрос о ремейках широко известных советских кинокартин. Не вдаваясь в подробности развернувшейся дискуссии, задаюсь вполне уместным вопросом: а можно ли создать ремейк, или, проще говоря, некую копию, этакое продолжение, допустим, фильмов Татьяны Лиозновой? Её бесподобных «Семнадцати мгновений весны», «Трёх тополей на Плющихе», «Карнавала»? Нет и ещё раз нет! У выдающихся произведений в киноискусстве, в литературе, в музыке, в живописи не может и не должно быть каких-либо самозваных продолжений, сомнительных подделок. Пускай всё в нашем искусстве останется на своих местах.

А Татьяну Лиознову будем помнить! Помнить по тем выдающимся работам, которые, к счастью, невозможно исправить, дополнить, продолжить или изменить.

Руслан СЕМЯШКИН.

Сайт "Крымские известия"
Сообщество в ВК