Всякий, кто начинает рисовать, сталкивается с проблемой передачи глубины пространства на плоскости и неизбежно обращается к линейной перспективе, как основному методу изображения пространства. Но правда заключается в том, что исключительно линейной перспективы для этой цели недостаточно. Кроме того, при изображении природного пейзажа линейная перспектива зачастую не так значима, как воздушная. Давайте же разберемся подробнее в чем отличие этих двух методов.
Линейная перспектива -
математически точный метод построения пространства, который учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения.
Эта разновидность перспективы неразрывно связана с понятием линии горизонта (воображаемая горизонтальная прямая, находящаяся на уровне глаз наблюдателя) и точки схода (точка гипотетического пересечения параллельных прямых на линии горизонта)
Наиболее подробное внимание построению линейной перспективы уделяют такие дисциплины как академический и конструктивный рисунок, а так же смежная с черчением дисциплина - технический рисунок.
Если линейная перспектива интересуется изменением формы объекта, то воздушная перспектива основное внимание уделяет изменениям тона и цвета по мере удаления объекта от наблюдателя
Для лучшего понимания этой статьи, читайте нашу статью о свойствах цвета
Что происходит с тоном и цветом предмета при его удалении:
1. Темные оттенки светлеют
2. Светлые оттенки темнеют.
Чем дальше объект от наблюдателя, тем более отраженный от него свет рассеивается, поэтому к горизонту все оттенки теряют яркостные характеристики и стремятся к серому тону.
3. Теплые цвета холоднеют.
4. Холодные цвета теплеют.
За счет увеличения толщи воздуха между наблюдателем и объектом и рассеяния света, оттенки на дальнем плане смещаются в голубую часть спектра. Поэтому на горизонте все объекты приобретают серо-голубой цвет.
5. Контрасты смягчаются.
6. Мелкие детали становятся незаметными.
Пятый пункт является логичным следствием предыдущих четырех. Тень и свет на дальнем плане никогда не будут так же контрастны, как на переднем, и чем дальше от наблюдателя, тем менее заметной будет становиться разница между двумя контрастными пятнами.
Шестой пункт связан с физиологическими особенностями человеческого глаза и остротой зрения.
7. Насыщенность цвета снижается, оттенки более глухие.
Насыщенность цвета снижается в том числе и из-за присутствия в воздухе пыли и капель воды, которые рассеивают и "загрязняют" свет. Вы можете вспомнить, как быстро цвет теряет насыщенность в тумане. В ясную погоду эти эффекты тоже присутствуют, но в меньшей степени.
Если вы будете учитывать эти 7 правил при рисовании, ваши картины обретут глубину, а живопись станет богаче.
Для упражнения постарайтесь найти все 7 правил воздушной перспективы на картине выше.
Пишите в комментариях, получилось ли это у вас. 🤗
Автор статьи Елена Ланец
Художник, преподаватель школы "Точка схода"