Найти тему

Как развить цветовосприятие во взрослом возрасте? Часть II. Свойства цвета.

Оглавление

В предыдущей статье мы говорили о том, почему некоторые люди не различают оттенков.

Теперь же поговорим более подробно о цвете и его свойствах.

Цвета делятся на хроматические и ахроматические:

хроматические - все спектральные цвета (те, на которые распадается белый свет и которые мы наблюдаем в радуге: красный, синий, желтый, зеленый, фиолетовый, оранжевый), все их оттенки и смеси.

Хроматические цвета
Хроматические цвета

Ахроматические - белый, серый и черный.

Ахроматические цвета
Ахроматические цвета

Все цвета обладают свойствами, с помощью которых мы можем дать им определенные характеристики.

1. Собственные свойства цвета

Цветовой тон, насыщенность, светлота - постоянные характеристики, которые изначально присущи цвету и не зависят от восприятия, их можно измерить различными способами. Любой хроматический цвет обладает всеми тремя свойствами.

Ахроматические отличаются только по светлоте.

Цветовой тон

Хроматическая характеристика цвета, определяющая его близость к тому или иному спектральному цвету. Если сказать проще, это определение цвета как "красный", "синий", "желтый" и т.д.

Цветовой тон
Цветовой тон

Светлота

Яркостная характеристика цвета, степень приближения к черному или белому. Чем выше светлота, тем ближе цвет к белому, чем ниже - тем ближе к черному.

Изменение цвета по светлоте
Изменение цвета по светлоте

Каждому хроматическому цвету по светлоте соответствует ахроматический.

Соответствие по тону хроматических и ахроматических цветов.
Соответствие по тону хроматических и ахроматических цветов.

В живописи и графике светлота цвета чаще всего называется "тоном", а цветовой тон просто "цветом".

Насыщенность

Сила (интенсивность) цвета, которая определяет степень отличия хроматического цвета от схожего с ним по тону ахроматического (серого). Эталонами насыщенности являются спектральные цвета.

Изменение насыщенности цвета
Изменение насыщенности цвета

Упражнение 2.1.

Сравните разные хроматические цвета по тону (светлоте): какой цвет темнее, какой светлее. Для начала можно брать оттенки одного цветового тона, когда станет проще - разные цветовых тонов. Делать такое упражнение нужно как можно чаще, тогда вы сможете разделять ощущения цвета и тона и научитесь легко определять цвет тонового пятна в живописи.

💡 Вы можете делать в смартфоне коллажи из разных цветов и сравнивать их по светлоте. Для проверки правильности своих выводов переведите коллаж в черно-белое изображение.

💡 Для того, чтобы лучше увидеть именно тон без цвета, сравнивать оттенки нужно очень сильно прищурившись. Таким образом на сетчатку глаза попадет меньше света, вы хуже увидите цвет, который мы хорошо воспринимаем днём и при хорошем освещении, зато активнее заработает сумеречное зрение, отвечающее за распознавание тона.

Пример:

Сравните цвета по светлоте (ответ в конце статьи)
Сравните цвета по светлоте (ответ в конце статьи)

В живописи крайне важно различать не только цветовой тон, но и светлотность оттенков, иначе невозможно будет выстроить правильные светотоновые отношения в работе, а значит и передать объем предмета и глубину пространства.

2. Несобственные свойства цвета

-это такие качества, которые зависят от восприятия и не являются объективными характеристиками цвета. Восприятие цвета меняется в зависимости от соседних цветов, поэтому один и тот же цвет может в разных ситуациях характеризоваться по-разному.

Примеры таких свойств:

Лёгкие - тяжёлые (определяются относительной светлотой цвета. Чем цвет светлее, тем легче он воспринимается);

Глухие - звонкие (определяется насыщенностью цвета. Чем насыщеннее оттенок, тем он звонче); Выступающие - отступающие (определяется насыщенностью, светлотой и общим колоритом) Холодные-тёплые (определяется смещением цвета к жёлтому или синему в цветовом круге) и т.д.

Подробнее о цветовом круге читайте тут

Остановимся подробнее на теплохолодности, т.к. данная характеристика наиболее интересна для нас с точки зрения развития цветового восприятия.

Дело в том, что абсолютно тёплым в любой ситуации будет только средне-жёлтый цвет (кадмий жёлтый средний или цвет яичного желтка) в максимальной насыщенности, а абсолютно холодным - средний синий (кобальт синий спектральный/ультрамарин) в максимальной насыщенности. Все остальные цвета могут выступать как тёплые и как холодные в зависимости от соседних.

Температура цвета.
Температура цвета.

Таким образом, определяя температуру цвета, мы определяем степень примеси в него жёлтого или синего, а это очень важное умение для развития цветового восприятия.

На рисунке ниже видно, что фиолетовый выступает холодным по отношению к розовому и тёплым по отношению к синему.

Относительность цветовой температуры
Относительность цветовой температуры

Упражнение 2.2.

Сравнивать оттенки между собой и определять какие из них теплее, а какие холоднее.

Можно проделывать это упражнение в любое время. Полезнее сравнивать цвета не на картинке, а на окружающих предметах. Например, сравнить цвет света на яблоке и цвет тени. Или сравнить соседние цвета узора на ткани и определить, какой из них теплее, а какой холоднее.

Ответ к упражнению 2.1.

Ответ к упражнению 2.1.
Ответ к упражнению 2.1.

Продлолжение читайте тут

автор статьи: Елена Ланец.

Художник, преподаватель школы "Точка схода"

"Точка схода" - школа рисования для взрослых и детей от 14 лет в Москве у метро Марьина роща