Найти в Дзене

Откуда берутся левши и правши? Советы от нейропсихолога

Фото:Canva
Фото:Canva

Практически у всех людей есть латеральные предпочтения: в управлении поведением и движениями преимущество отдается одному полушарию головного мозга. Человек не контролирует этот процесс, так происходит само собой. В итоге одна половина тела работает и тренируется больше другой. И именно для решения сложных задач, требующих аккуратности и точности движений, например письмо, шитье и т.д. люди преимущественно используют только одну руку: правши — правую, левши — левую.

В мире только 10-15% левшей. Левой половиной тела управляет правое полушарие, а правой — левое. В полушарии, которое контролирует доминантную сторону, гораздо больше связей между нейронами моторной коры — это видно на снимках МРТ по активности нейронов. Оно и логично, чем больше мы работаем определенной стороной, тем больше работает, отвечающее за него полушарие.

У 96% правшей речевой центр и центр управления движениями рук находятся в одном полушарии — левом. У левшей речевой центр может находиться где угодно: у 70% он располагается в левом полушарии, у 15% — в правом, а у оставшейся части речевые центры симметрично распределены по обоим полушариям.

Леворукость бывает:

  • Генетическая. Но если один из родителей левша, то ребёнок не обязательно должен быть левшой. Вероятность рождения ребенка-левши у двух леворуких родителей составляет 37%, а в паре, где только один родитель левша, — 22%. Если оба родителя правши, вероятность рождения ребенка-левши — 11%. Нет определенного гена праворукости или леворукости.
  • Компенсаторная. Она возникает, когда по каким-либо причинам развитие левого полушария было затруднено, и ведущим стало правое полушарие мозга (тяжёлая беременность, родовая травма, гипоксия, ЧМТ и т.д.).
  • Может возникнуть, когда правая рука травмирована долгое время.

Как проверить человек генетический левша или компенсаторный? Попросите вдеть нитку в иголку. Если он держит иголку в левой, а нитку в правой — то он правша, просто в силу каких-то обстоятельств левая рука сформировалась как ведущая. А если наоборот, то перед вами самый настоящий левша.

До двух лет у ребенка нет ведущей руки, то он все делает правой, то левой. С 2 до 4 лет обе руки одинаково активны. Определение доминантного полушария происходит обычно к 5 годам.

Советы от нейропсихолога:

  • Дети-левши пытаются везде искать и устанавливать логические связи. Они воспринимают мир по-своему. Их умозаключения и логические связи могут удивить взрослых.
  • Становление многих психических функций идет многоканально, т.е. за одно действие ответственны несколько участков мозга. Им тяжелее научиться завязывать шнурки, вырезать из бумаги, рисовать, писать и т.д.
  • Знакомство с окружающим миром. Сначала дайте ребёнку потрогать, понюхать. Рассмотреть со всех сторон, а потом объясняйте что это такое и что с этим делать. Сначала необходимо сформировать впечатление ребёнка о предмете.
  • То же самое перед обучением письму купите или сделайте сами объемные буквы и цифры. Им легче научиться писать букву, если он трогает ее, рассмотрит со всех сторон. Такой метод подойдёт любому ребёнку. Именно поэтому мы советуем родителям покупать магнитные азбуки. Сначала ребёнок знакомится с буквами через ощущение.
  • Дети-левши быстро устают, из мозг проделывает дополнительную работу по сравнению с правшами. Плюс для них очень важны эмоции. Они тяжелее меняют ритм, вид деятельности. Чтобы не было истощения мозговых структур найдите оптимальный режим дня. Они подвержены эмоциональным перепадам и стрессам.
  • Детям-левшам сложно переключиться. Не торопите, когда он отвечает на вопрос. Он не невнимательный, его мозгу требуется больше времени, чтобы обрадовать информацию.
  • Им тяжелее даётся понимание пространственно-временных ориентиров. То, что у них «зеркальный» мозг и полушария «просто поменялись местами» - ложные утверждения. В детстве ребёнку тяжело ориентироваться с правым и левыми сторонами. Эта проблема дает о себе знать при обучении в школе: воспринимаются с трудом ассиметричные буквы/цифры и привычное чтение слево-направо.
  • 85% детей-левшей начинают писать зеркально. У них нет чёткого представления, что пишем, читаем рассматриваем сюжетные картинки слева-направо.
  • Сложности со сложением и вычитанием. Он может решить задачи труднее, но с простыми примерами возможна путаница.

Помочь ребёнку-левше адаптироваться может нейропсихолог. Он помогает мозгу структуризировать свою работу. Мозг левшей формируется определённым образом, им тяжелее даются привычные навыки: завязывание шнурков, письмо, пространственный ориентир и т.д. Детям-левшам нужна помощь нейропсихолога. Специальные занятия помогут скомпенсировать пробелы в развитии детского мозга.

Нужно ли переучивать ребенка-левшу? Нет, этим вы только мешаете головному мозгу развиваться. А если уже переучили, стоит ли переучивать обратно? Тоже нет, оставьте все как есть, так вы еще больше напутаете. Детский мозг еще только формируется.