Победа в Полтавской битве вывела Россию в ранг великих держав. Шведский король Карл XII с гетманом Мазепой бежали в Турцию и осели там. И если бы Петр I после Полтавы развернул бы свои войска на север и высадил бы их на шведском берегу, то страна без короля и армии не раздумывая заключила бы мир на условиях признания всех завоеваний России на Балтике.
Однако царь, окрыленный успехом, решил, что для него нет ничего невозможного и вознамерился заодно с северным одним махом решить еще и «южный вопрос», ввязавшись в войну с Турцией.
И вот что интересно. Карл XII, когда совершал свой поход против России, наделал много стратегических ошибок: наступал измотанной армией, не обеспечил тылы и снабжение, недооценил противника, не организовал разведку и сильно полагался на союзников, которые и не думали всерьез помогать. И вот спустя два года Петр I один к одному повторяет эти же ошибки в своем походе против турок в Молдавию.
Он выступил с 80-тысячной армией в плохо подготовленный поход, толком не зная обстановки, будучи уверенный в слабости турок и понадеявшись на помощь союзников — «братушек»-сербов, румын и черногорцев. Однако первые были откровенно слабы, вторые сделали вид, что их происходящее не касается, а черногорцы поставили войску Петра отряд в 5 тысяч пик.
Но царю этого было достаточно — уверенный в собственных силах, он в начале июля 1711 года форсировал армией Днестр и стал продвигаться в сторону реки Прут. Поход вышел изнуряющим — безводная и безлюдная степь косила его войско на пару с болезнями и голодом. Когда полководец, наконец, достиг Прута, его армия «похудела» на 20 тысяч человек — критическая потеря для такого контингента.
А около реки его встречала 190-тысячная турецкая армия, отъевшаяся, подготовленная и хорошо вооруженная. После трехдневных боев 21 июля 1711 года турки прижали Петра с остатками войска к берегу Прута. Это был конец. Государь, по воспоминаниям Эребо, «бегал взад и вперед по лагерю, бил себя в грудь и не мог выговорить ни слова». Гибель или плен казались неминуемыми.
Но ни того ни другого не случилось. Туркам был не нужен Петр, они нацелились на российские территории. По Прутскому договору Россия вернула Турции крепость Азов, обязалась разрушить (срыть) крепость Таганрог, отказаться от Азовского и Черноморского флотов, а существующие корабли отдать неприятелю.
Вот так закончился Прутский поход Петра. Восстановить свои позиции в Причерноморье России удалось только при Екатерине.