70 лет назад появилась песня, надолго ставшая неофициальным гимном Калининградской области
Самый западный российский регион скоро отметит уже своё 80-летие, однако гимна у него до сих пор нет.
Озаботились наличием отсутствия у области официальных символов ещё в 90-х. Но если герб и флаг после долгих споров в 2006 году удалось-таки учредить, то вот с главной песней янтарного края – по-прежнему никак. Хотя, казалось, следом за гербом с флагом будет наконец принят и гимн.
В сентябре 2007-го проект Закона «О гимне Калининградской области» был даже одобрен региональным правительством и принят в первом чтении депутатами областной думы (с 14 апреля 2022-го – законодательное собрание), а авторы слов и музыки как победители конкурса получили положенное вознаграждение. Однако потом опять что-то пошло не так – о чём можно прочитать здесь:
Между тем не раз звучали предложения не изобретать велосипед, а взять в качестве гимна одну старую добрую песню. Да, необходимо подправить текст, чтобы он соответствовал современным реалиям. Причём корректировать там, если что, придётся многое – за 70 лет жизнь в области сильно изменилась. Но ведь в гимне страны слова однажды тоже пришлось переписать. И ничего, поём не хуже прежнего. Вот и тут: было бы желание – а новые слова найдутся…
История же старых слов началась в 1954 году, когда областной Дом народного творчества объявил конкурс на создание песни о янтарном крае. И сперва требовалось написать как раз подходящие, достойные стихи.
В числе тех, кто прислал на конкурс свои варианты, был Лев Колбасенко. Фронтовик, после войны он служил в бывшей Восточной Пруссии, а затем, сняв погоны, стал работать в школе посёлка Громово Славского района. Будучи учителем математики, физики и черчения, из-за нехватки педагогов вёл и другие предметы. Однако с особым удовольствием преподавал литературу, к которой у него были склонности.
Как вспоминал Лев Никифорович, слова будущего неофициального гимна области пришли ему в голову, когда он косил сено. А потом опубликованный текст попался на глаза Павлу Турчанинову.
Тоже фронтовик, после войны Павел Семёнович окончил Ростовское музучилище и был направлен преподавать в культпросветшколу в Советске. Стихи Колбасенко первый раз он прочитал, когда находился у моря в Светлогорске. И по прочтении этих строк в душе у Турчанинова зазвучала вальсовая музыка, которую он и представил на конкурс.
О популярности получившейся в итоге песни можно судить хотя бы по тому, что мелодия её стала фирменной заставкой областного радио. А первые строки были отлиты в металле на стеле, которая стояла в парке на нынешнем острове Канта. Ну а широкие народные массы пели её даже во время застолий – что, наверное, можно считать высшей формой признания. Только вот по поводу текста порой спорили.
Слова неофициального гимна области впервые были опубликованы 25 июля 1954-го в газете «Калининградский комсомолец». Как видим (см. фото), стихи тогда ещё даже не разбили на четыре куплета по восемь строчек. А назвали «Песней калининградцев».
Заметим, что в последующие годы «слова Л. Колбасенко» могли дать в печати уже под названием «Песня о Калининграде». При этом в народе её называли и называют по первой строчке – «В славном сорок пятом». Споры же по поводу слов и сегодня возникают.
Дело в том, что ещё в советские времена в оборот вошли варианты этой песни, которые отличаются от изначального, опубликованного 70 лет назад. Что же там не так?
В более поздних вариантах второй куплет
Москвичи, куряне,
Псковичи, смоляне –
Мы в труде не ведали
Никаких преград.
Отдыха не знали,
Из руин подняли
Новый русский город –
Наш Калининград.
может запросто стать почему-то вдруг третьим. А третий куплет
Тучны наши нивы,
Широки заливы,
Мощные заводы
День и ночь дымят.
И к родным причалам,
Путь покрыв немалый,
С рыбой из Атлантики
Корабли спешат.
оказывается, соответственно, уже вторым.
Есть отличия и по содержанию. Так, вместо строк «Мощные заводы день и ночь дымят» в последующих вариантах – «У воды балтийской встали краны в ряд». А в финале вместо «В коммунизм шагая В НОГУ со страной» – «В коммунизм шагая ВМЕСТЕ со страной».
Ещё есть некоторые разночтения в пунктуации. Однако, на мой взгляд, теперь знаки в этом тексте расставляют уместнее, а то и просто точнее. К чему, скажем, в изначальном варианте после первой строки стоит запятая?
Что же касается более принципиальных разночтений, главного арбитра – автора слов – ни о чём уже не спросишь, давно ушёл из жизни. Но, судя по всему, правил текст кто-то другой. Во всяком случае сам Колбасенко в интервью незадолго до смерти сказал, что после того, как в 1954 году написал эту песню, «со стихами, считайте, покончил, писал лишь для себя».
Могу только гадать, зачем меняют местами второй и третий куплеты. Однако замечу, что, по мне, у Колбасенко куплеты были расставлены логичнее. Неясно мне и то, чем «в ногу со страной» хуже «вместе со страной». А вот дымящие день и ночь мощные заводы были заменены стоящими у воды кранами, думается, в рамках борьбы за экологию…
В общем, где-то поют «по-новому», где-то – «по-старому». Хотя, прямо скажем, поют что так, что этак всё реже. При этом, считая песню слишком несовременной, устаревшей для роли гимна области, ничего более актуального пока создать что-то не могут.
А вот что 35 лет назад сказал на сей счёт Колбасенко, который, несмотря на успех «В славном сорок пятом», так и жил в Громово, в последние годы работая библиотекарем:
– Недаром говорится: у каждого времени свои песни. Если моя не соответствует каким-то нынешним представлениям, то она в этом не виновата. Сейчас [в 1989 году] её не поют. Но вот один наш громовский шофёр был в Новосибирске, а потом мне рассказывал, что эту песню услышал там. Наверное, кто-то из калининградцев увез её в далёкие края как память. И это приятно…
И ещё по поводу нынешних разночтений с оригинальным текстом. Пытаясь осовременить песню, строку «Пусть земля советская», случается, меняют на «Пусть земля российская». Вместо «В коммунизм шагая» могут спеть «В светлый путь шагая». После чего слово благодарное калининградцы шлют уже не партии, а области родной.
Также строки «В коммунизм шагая» некоторые предлагают поменять на «Будущее строя», а вместо «Партии родной» петь «Родине большой».
Я же предлагаю послушать «В славном сорок пятом» в исполнении хора под управлением Ольги Удовецкой:
При этом обращаю ваше внимание, что здесь зачем-то поменяли местами смолян и курян. «Новый русский город» превратился в «Самый русский город». Вместо более позднего варианта «У воды балтийской встали краны в ряд» хоть и поют по старинке про мощные заводы, однако они день и ночь уже не дымят, а шумят. Ну а последний куплет, где про коммунизм и партию, вообще решили не петь. «С рыбой из Атлантики корабли спешат» – и точка. КП
Смотрите также: