Причин много, и Лукас – одна из них.
У сериала «Аколит» катастрофические 3,5 балла на IMDb. Неужели Disney окончательно уничтожил «Звездные войны»? Шоу Лесли Хэдланд без преувеличения ужасно, однако это не говорит о смерти франшизы, а подтверждает парадоксальный факт: в эпоху Disney были созданы лучшие и худшие «Звездные войны».
В этом тексте я разберу:
- почему Disney не убивал «Звездные войны»;
- почему франшиза превратилась в конвейер;
- и почему благодаря текущей стратегии Disney мы и дальше будем получать худшие и лучшие «Звездные войны».
Disney не убивал «Звездные войны», а продолжил дело Лукаса
В 2012 году Disney приобрел Lucasfilm и права на «Звездные войны» за $4 млрд. Таким образом «мышиный дом» завладел двумя самыми прибыльными кинофраншизами в истории (первая – MCU). Сделка сопровождалась колоссальными ожиданиями фанатов и обещаниями. Дальше были миллиарды кассовых сборов, отмена канона, ужасные дуэли Рей и Кайло Рена, слезы в финале «Изгой-один», кавалерийская атака на «Звездные разрушители» и «Таков путь». Каждый новый проект вызывал бурное обсуждение, ярость или счастье фанатов – порой и то и другое. За 12 лет Disney из «новой надежды» превратился в убийцу наследия Лукаса.
Однако, если посмотреть на ситуацию трезво, то это не самые плохие 12 лет для франшизы. Да, случались громкие провалы вроде «Оби-Вана Кеноби» и «Аколита». Да, трилогия сиквелов ужасающего качества, которая заработала миллиарды долларов на ностальгии и доверчивости зрителей. Да, «Книга Бобы Фетта» и «Асока» – проходные, несамостоятельные шоу, но не лишенные обаяния.
И все же параллельно выходили: любимый фанатами «Изгой-один», ставший культурным феноменом «Мандалорец» и «Андор», поднявший «Звездные войны» на уровень премиальных сериалов.
От такого «ужасного» периода не отказались бы фанаты многих научно-фантастических франшиз. Даже те же поклонники «Звездных войн» 80–90-х, которые за 16 лет (между шестым и первым эпизодами) не увидели ни одного фильма!
Сейчас эпоху Лукаса вспоминают с ностальгией, но в 2012 году новость о продаже Lucasfilm восприняли чуть ли не с ликованием. Потому что тогда создателя «Звездных войн» обвиняли практически в том же, в чем Disney – сейчас:
- выпуск провальной трилогии;
- паразитирование на наследии;
- надругательство над каноном («Хан не стрелял первым»);
- карикатурные персонажи (Джа-Джа Бинкс);
- сомнительные сюжетные ходы и лорные обоснования (мидихлорианы).
Лукас в «cтиле Disney» отвечал на критику, обвиняя фанатов, что они просто ничего не поняли. Например, об оригинальной трилогии он говорил так: «Люди не понимают, что это был фильм для 12-летних детей. Его предназначением было продемонстрировать детям правильные ценности и подготовить их ко взрослой жизни». И примерно то же самое – о трилогии приквелов: «Это фильмы для 12-летних детей, переживающих период полового созревания».
А вы Disney обвиняете в том, что корпорация наживается на детях.
Disney превратил франшизу в конвейер, потому что хорошо понимает суть «Звездных войн»
За 35 лет руководства Лукаса вышло всего шесть фильмов, один мультсериал и три коротких анимационных шоу. За 12 лет Disney выпустил: пять фильмов, семь сериалов и больше десятка мультипликационных проектов. При таком подходе всегда обеспечивать высокое качество невозможно, поэтому на каждого «Андора» в среднем приходится полтора «Аколита».
Disney превратил франшизу в конвейер не из-за глупости, а чтобы она продолжала приносить прибыль. Фанаты уверены, что в «мышином доме» не понимают «Звездные войны» на концептуальном уровне. И это правда: там до сих пор не разобрались, как работают световые мечи и Сила. Да и удивлять в корпорации разучились: почти в каждом новом проекте «придумывают» «серых» джедаев и показывают «свежий» взгляд на темную и светлую Силу.
Зато в Disney знают, как получить от франшизы много денег. Провальная новая трилогия принесла в прокате миллиарды, провальный «Аколит» поставил рекорд по просмотрам на Disney+ за 2024 год. Про успешные примеры и говорить не стоит.
«Звездные войны» – это медиафраншиза, ее истинная сила и уникальность не в световых мечах, джедаях и Дарте Вейдере, а в миллионах проданных игрушек Грогу, футболок со штурмовиками и наборов Lego. Из 70 млрд долларов, заработанных франшизой, на фильмы приходится всего 10 млрд, а 60% прибыли – это брендированные товары. Только игрушки, созданные по лицензии, приносят ежегодно около миллиарда долларов.
Фильмы и сериалы – это фактически дорогостоящие рекламные кампании. Во многом такими «Звездные войны» и задумывались. Лукас заключил договор на производство игрушек еще до выхода первого фильма. Эвоки – это явная попытка придумать что-то специально для детской аудитории (не зря потом выпустили мультфильм). Ну а трилогия сиквелов появилась именно когда интерес к франшизе начал падать.
Disney купил у Лукаса не права на вселенную – индустрию по продаже товаров. И чтобы она бесперебойно работала, нужно выпускать тонны видеоконтента.
В 1980–1990 годы, в эпоху Web 1.0, массовая культура была не такой широкой, у потребителей был ограниченный доступ к информации, бренды жили десятилетиями. Поэтому «Звездные войны» оставались популярными без постоянной подпитки новыми фильмами и сериалами.
Сейчас, в эпоху стримингов, TikTok, мобильного интернета ситуация другая: все конкурируют со всеми, тренды рождаются и умирают со скоростью света, без постоянного упоминания в СМИ, контента от блогеров и скандалов любой бренд теряет в популярности почти сразу. Поэтому Disney вынужден выпускать новые фильмы и сериалы по «Звездным войнам». Иначе их место займет кто-то другой.
Далекая-далекая галактика превратилась бы в конвейер, даже если бы осталась у Лукаса. Он просто заключил бы договоры с Netflix, Amazon или Apple. Естественно, отвечая критикам, что они опять ничего не поняли, ведь эти шоу для 12-летних подростков.
У Disney две стратегии развития «Звездных войн». Обе так себе
Изначально в Disney хотели выпускать фильмы каждый год, чередуя основную сагу со спин-оффами. За главную линейку отвечал бы Джей Джей Абрамс и продюсеры Lucasfilm. Спин-оффы были бы частью цикла «Звездные войны. Истории» о конкретных событиях или героях основной саги. Все это очень напоминало стратегию Marvel насчет MCU.
План был прост: выработать у зрителей привычку и превратить «Звездные войны» в ежегодный аттракцион. Однако «неожиданно» оказалось: снимать кино сложно и рискованно, а зрителям нужно что-то еще, кроме титров на фоне звездного неба и любимых героев. Оба спин-оффа попали в производственный ад, а креатива Абрамса хватило только на пересказ оригинальной трилогии, массу фан-сервиса и ностальгии. Когда «Хан Соло» провалился, а девятый эпизод, несмотря на весь маркетинг, явно недобрал в прокате, Disney экстренно выработал новую стратегию.
Без единой концепции развития вселенной решили финансировать все, что на бумаге выглядит убедительно. Плюс в том, что после успеха«Мандалорца» стали больше доверять талантливым и опытным творцам. Но и здесь нашелся подвох. Disney договорился о сотрудничестве почти со всеми именитыми и не очень постановщиками и сценаристами, которые изъявили желание поработать над вселенной. Анонсировали проекты от Пэтти Дженкинс («Чудо-женщина») и Кевина Файги (глава киновселенной Marvel), трилогию от Дэвида Бениоффа и Д. Б. Уайсса (шоураннеры «Игры престолов»), фильм от Тайки Вайтити («Тор: Рагнарек») и бесчисленное количество сериалов.
Спустя годы большая часть проектов отменена, но мы хотя бы получили «Андора» и «Асоку», а еще «Аколит» и «Оби-Ван Кеноби». В доступности лицензии и финансирования – причина появления худших и лучших «Звездных войн».
Казалось бы, новая стратегия – это беспроигрышный вариант. Во-первых, можно относительно недорого привлечь талантливых людей, тем более они сами хотят. Во-вторых, флагманский проект не провалится, потому что его нет. В-третьих, можно охватить максимально широкую аудиторию, потому что проекты нацелены на разного зрителя.
Так что же пошло не так? Disney перестал следить за цельностью вселенной, ее лора; игрушки продаются – и ладно. Идентичность франшизы начала размываться, многие фанаты перестали понимать, зачем смотреть что-то новое, если это «уже не «Звездные войны».
По-настоящему оригинальных проектов тоже мало. Создатели сериалов совершили ошибку Джей Джей Абрамса, эксплуатируя старые локации, истории, персонажей и их характеры. Приятным исключением остается «Андор» Тони Гилроя. К тому же на место творцов первой величины пришли не самые талантливые и опытные люди. Так, у шоураннера «Аколита» Лесли Хэдланд за плечами только «Жизни матрешки», а у «Оби-Вана Кеноби» за время съемок несколько раз менялись продюсеры, режиссеры и сценаристы.
Что дальше?
Если в ближайшее время ничего не изменится, то по «Звездным войнам» продолжат выходить проекты разного качества. И здесь, наверное, нужно пожелать фанатам перестать ждать те самые «Звездные войны». Каждый новый проект от Disney – это не часть общей вселенной, а самостоятельное произведение, за которое ответственны только его создатели.
Франшиза не умрет, но породит еще много – как хорошего, так и плохого.