Про 5й Чемпионат СССР в Вижнице хочется рассказать многое. И не только потому, что мы выиграли эстафету. И эта эстафета, и весь Чемпионат вообще оказались экспериментальными, историческими, рекордными (и антирекордными), во многом – переломными.
Сейчас почти все участники с трудом вспоминают происходившее тогда, так уж устроена реакция памяти на негатив. А негатива было много… Почти все новации того года позже были признаны ошибками и рано или поздно (хоть и не сразу) отменены.
Итак, на Чемпионате СССР в украинской Вижнице впервые:
- в программу был введён «норматив» (контрольный бег на стадионе)
- был применен возрастной ценз при допуске участников
- в командный зачёт включались не 2 а 3 дня (включили «норматив»)
- бежали 4 дня подряд без дня отдыха
- в первые два дня командный зачёт был не по сумме времен, а по сумме очков по занятым местам (в день ориентирования – ещё и с учётом бонусных за тройку и тридцатку)
- аномально большой набор высот на дистанциях второго и последнего дня
- рекордно жаркая погода
- был установлен антирекорд скорости – время победителя у мужчин почти 1:50 в классификации и два часа в финале (превышение на 20 минут и техзадания, и среднестатистического всех предыдущих лет)
На эстафетах впервые:
- эстафеты бежали в последний день
- в командах не было запасных (эстафеты бежали все 4 заявленных участника)
- сократили дистанции (мужчины по женской 4,5км, женщины по срезке мужской -3,3км), – рекордно короткие этапы
- победители мужской эстафеты лидировали с первого этапа до последнего
- москвичи выиграли всесоюзные соревнования летом; это эстафетное «золото» мужской команды Москвы так и осталось единственным.
- ни одна из прибалтийских команд не попала в тройку ни у мужчин, ни у женщин.
Рассказы про «норматив» со всеми прологами, эпилогами и лирическими отступлениями - в отдельной подборке, про эстафету - тоже.
Про лично-командные соревнования и финал личного первенства можно припомнить очень много интересного, но я ограничусь результатами, картами и своими краткими рассказами.
Эти два дня были очень разными: первый день, описанный ниже, - крупный рельеф с огромным набором высот и решающими выборами вариантов на длинных перегонах, второй – сложнейшая черновицкая местность с очень подробной картой и техничным ориентированием.
Но объединяли их ненормально большое время победителя, безумная жара, моральная и физическая усталость после бега на стадионе и необходимость сохранить силы к эстафетам.
Лично-командный день. Черепахи на жаре.
Загадка низкой скорости первого дня до сих пор осталась неразгаданной. Моя скорость - больше 12.5 минут на 1 км (у победителя – почти 11!). Не знаю, почему Сергей Усенко бегал так медленно, и совсем не понимаю, как я мог проиграть ему целых 20 минут. Возможно, это были последствия вчерашнего бега по стадиону.
Выписка из итогового протокола результатов мужчин гр.А.
24 августа 1985г. Вижница 10,3км – 17КП набор высоты 1040м
1. С.Усенко Украина 1:48:47
2. М.Святкин Ленинград 1:51:24
3. А.Левичев Ленинград Лично 1:51:49
...24. И.Кузьмин Москва 2:06:41
...28. М.Лавренюк Москва 2:08:28
...31. С.Симакин Москва 2:14:47
...33. П.Саврухин Москва 2:21:28
...44. Л.Кузьмин Москва Лично. Не стартовал
И ведь не было непроходимых зарослей, сложного ориентирования, каких-то катастрофических загулов, уходов за карту, долгих поисков КП или безнадежно ошибочных вариантов. И бежал я совсем не медленно, на шаг переходил во вполне приличествующих ситуациях (как и все окружающие). Но вот мозги ворочались необычайно туго, каждое решение принималось и реализовывалось с каким-то нечеловеческим напряжением.
Карту готовили участники Украинского республиканского семинара судей-дистанционщиков – 14 человек каждый свой кусочек.
Сергей Симакин (он тоже выступил очень слабо в этот день) потом говорил, что такая рисовка карты всегда приводит к ощущению собственной неполноценности и трудностям в ориентировании.
Вот и у меня ощущение, что бегу неправильно, не оставляло все два часа моих мучений. На обоих длинных перегонах я выбрал верхние левые обходы с явно лишним набором и изматывающим бегом по открытым местам. Но позже оказалось, что это было вполне приличным решением, и, вообще, на каждом перегоне кто-то из призёров бежал тем же (ну, или почти тем же) вариантом, что и я!
Конечно, какое-то время у меня ушло на поиск воды (попить и смочить голову). Помню, что я пил воду прямо из ручьёв на 9кп и по дороге на 14, спускаясь на дно глубоких лощин, вставая на колени и черпая ладошками или всасывая губами из бочажков. Только это и спасло от обезвоживания и судорог, которые обычно скручивают меня после двух часов тяжёлой работы по жаре. На дистанции видел, что и другие делали то же самое. На двухчасовой дистанции не было ни одного пункта питания! И это при температуре под 30 градусов. Организаторы явно не ожидали, что мы будем бегать так долго.
Это был командный день, и наш результат оказался, увы, плачевным, особенно в сравнении со вчерашней победой. В зачёте я был 22м (вторым из москвичей), но Ваня (18 место) выиграл у меня меньше 2х, а Симакин (24 место) проиграл больше 6и минут. Петя в тридцатку не попал и очков не принёс. В итоге у Москвы только 7е место из 9 команд. И это при том, что Эстонии и Ленинграду не принесли очки их сильные спортсмены Сикстен Сильд (в тот год он был призван в ВС и выступал лично, причём за Латвию) и А.Левичев (неизвестно почему он выступал личником).
Странно, но я не испытывал ни истощения, ни сильной усталости. Отдых, массаж, спокойная подготовка к финалу, жеребьёвка… Даже разговоры о жаре и возможном сокращении дистанции финала особо меня не трогали. Я чувствовал, что готов бежать, желание отыграться за сегодняшний провал прямо-таки бурлило где-то внутри. Скажу честно: про эстафету я даже не думал. А ведь ещё с вечера стало известно: 5 отобравшихся в финал спортсменов из других команд (И.Пейланс, М.Святкин, А.Лээсик, К.Мицкявичус и С.Семенов) решили поберечь силы перед эстафетой и не выдут завтра на старт. Вместо них было добавлено несколько внеконкурсных участников.
Рассказ про финал - здесь.