Найти в Дзене
ЭСТАФЕТА

Вижница-85. Норматив. Третий забег и немного о команде Москвы.

М. Лавренюк. В первый день Чемпионата СССР 1985 года в украинской Вижнице все четверо москвичей попали в первые два забега соревнований по бегу на 5000м на стадионе и зачетных очков первых трёх из нас хватило для командной победы в этом виде. Нам, пожалуй, повезло. В третьем (последнем) забеге было ещё жарче, участникам пришлось очень несладко. Третий забег «норматива» В третьем забеге неожиданно собралось максимальное число летних сборников, от фамилий и званий, объявляемых по громкоговорителю зрители на трибунах уважительно замолкали. На дорожке все настраивались, как на последний бой: тренерским советом было объявлено, что в списочный состав сборной СССР включат только тех, кто уложится в норматив. Программа первого дня завершалась, на трибунах ожидали все участники предыдущих забегов, добавилось вполне приличное количество зрителей, почему-то было много молодёжи, даже школьников. Сценарий оказался похожим на наш, первого забега - быстрый старт, группа лидеров и бессильное добег

М. Лавренюк.

В первый день Чемпионата СССР 1985 года в украинской Вижнице все четверо москвичей попали в первые два забега соревнований по бегу на 5000м на стадионе и зачетных очков первых трёх из нас хватило для командной победы в этом виде.

Командные результаты мужского  стадиона. Три москвича набрали больше очков, чем все четыре участника команды РСФСР.
Командные результаты мужского стадиона. Три москвича набрали больше очков, чем все четыре участника команды РСФСР.

Нам, пожалуй, повезло. В третьем (последнем) забеге было ещё жарче, участникам пришлось очень несладко.

Третий забег «норматива»

Старт третьего забега, позиции с 5 по 11. №5 - С.Семёнов (Украина), №6 - С.Ефимов (БССР), №10 - Михаил Святкин; №11 - С.Новожилов. Первая четверка (лидеры) ближе к внутренней бровке и в кадр не попала.
Старт третьего забега, позиции с 5 по 11. №5 - С.Семёнов (Украина), №6 - С.Ефимов (БССР), №10 - Михаил Святкин; №11 - С.Новожилов. Первая четверка (лидеры) ближе к внутренней бровке и в кадр не попала.

В третьем забеге неожиданно собралось максимальное число летних сборников, от фамилий и званий, объявляемых по громкоговорителю зрители на трибунах уважительно замолкали. На дорожке все настраивались, как на последний бой: тренерским советом было объявлено, что в списочный состав сборной СССР включат только тех, кто уложится в норматив.

Программа первого дня завершалась, на трибунах ожидали все участники предыдущих забегов, добавилось вполне приличное количество зрителей, почему-то было много молодёжи, даже школьников.

Сценарий оказался похожим на наш, первого забега - быстрый старт, группа лидеров и бессильное добегание.

На дистанции лидеры третьего забега: №4 -И.Пейланс (15:30.2), №2 - С.Сильд (15:31.5), В.Алексеев (15:36.8), И.Яковкин (15:24,4). На последнем километре Игорь Яковкин вырвется вперёд и выиграет забег.
На дистанции лидеры третьего забега: №4 -И.Пейланс (15:30.2), №2 - С.Сильд (15:31.5), В.Алексеев (15:36.8), И.Яковкин (15:24,4). На последнем километре Игорь Яковкин вырвется вперёд и выиграет забег.

Четвёрка сначала чётко шла по графику Миши Зорина, но обогнать его удалось только победителю - белорусу Игорю Яковкину (в итоге в общем протоколе он оказался пятым). Вторым (и лучшим из «сборников» этого забега) был Индулис Пейланс, третьим финишировал Сикстен Сильд, а Владимир Алексеев оказался четвёртым. Забавно: через шесть лет на Чемпионате Мира 1991 года на классической дистанции Сильд и Алексеев тоже окажутся на 3 и 4 местах! Парадоксы статистики…

Игорь Яковкин не ожидал, что с такой легкостью оторвётся на последних кругах, а особенно его потрясли крики болельщиков и автограф, который у него попросили на выходе со стадиона.

Сергею Новожилову (РСФСР) и Михаилу Святкину (Ленинград) уложиться в норматив не удалось, но те, кто их видел на дорожке, понимали: они сражались до последнего.

М.Святкин №10 (16:19.8) пока что терпит, но к финишу резко сдаст и почти на полминуты отстанет от С.Новожилова (№11, 15:53.8)
М.Святкин №10 (16:19.8) пока что терпит, но к финишу резко сдаст и почти на полминуты отстанет от С.Новожилова (№11, 15:53.8)

Новожилов не уложился всего лишь на 4 секунды и принёс команде 5 зачётных очков. Всего полтора очка не хватило команде РСФСР до 1 места мужчинами в этом виде! А Миша Святкин на следующий (лично-командный) день показал второй результат (уступил только украинцу Усенко), но «вне конкурса» в финале выступать отказался.

Полный протокол "стадиона" (мужчины). Восстановлен и составлен по оригинальным протоколам 1985г.
Полный протокол "стадиона" (мужчины). Восстановлен и составлен по оригинальным протоколам 1985г.

Команда Москвы на Союзе в Вижнице: три «нормативщика» и четырёхкратный Чемпион СССР.

Бег по асфальтовому стадиону в Вижнице (и, вообще, введение норматива 5000м на стадионе в программу Чемпионата СССР по ориентированию) у большинства участников оставил тяжёлые впечатления. Почти все ведущие ориентировщики с раздражением восприняли эту новацию. Но для нас троих (меня, Пети и Вани) этот день и неожиданная командная победа стали мощным окрыляющим стимулом. А мы с Саврухиным ещё и понимали, что в команду Москвы попали только благодаря нашим легкоатлетическим успехам. О том, что на Союзе придется бежать «норматив», было известно давно, но как именно будет учитываться этот бег, долгое время известно не было.

Не исключён был вариант, что к стартам ориентирования будут допущены только уложившиеся в норматив 15:50, плюс (вне конкурса) члены сборных СССР. Было уже объявлено, что запасных в команде не будет (состав 4 человека и эстафету в последний день бегут все четверо). Такой вот приёмчик - чтобы команды не пытались привозить в качестве пятого участника легкоатлета - мастера спорта только для командных очков в беге по стадиону.

К слову сказать, у сборной Москвы был и такой "козырь" в рукаве - мой сосед, друг по МГУ и напарник по утренним тренировкам тех лет Владимир Елаховский (сын С.Б.Елаховского, входившего в то время в тренерский совет сборной СССР по ориентированию).

"В годы норматива настоящих легкоатлетов носили на руках". М.Лавренюк и В.Елаховский на сборах в Каркаралинске
"В годы норматива настоящих легкоатлетов носили на руках". М.Лавренюк и В.Елаховский на сборах в Каркаралинске

Вовка был талантливым чистым легкоатлетом, мастером спорта СССР, в 1981-1983 гг. он стабильно входил в десятку Союза на дистанциях 5000м и 3000м в закрытых помещениях, его результаты (13:37,14 и 7:56,05 !!!) вроде бы, до сих пор остаются рекордами МГУ. Как и большинство стайеров тех лет он регулярно бегал чемпионаты по кроссам по самым разным трассам и грунтам и даже выступал за студенческую сборную СССР на чемпионате Мира по кроссу в ФРГ в 1982 году. И при этом он умел бегать ориентирование, частенько составлял нам с братом компанию на лесных стартах (в том числе-в эстафетах), даже норматив КМС выполнял несколько раз. Но, конечно, разговоры (даже шуточные) о приглашении его в команду для победы на стадионе прекратились сразу же, когда стало понятно, что пятого участника в команде не будет и эстафету придется бежать всем. Так что требовались лучшие ориентировщики с сильным стадионом, а не наоборот.

Для меня это был шанс попасть на Союз, возможно – последний.

Я действительно любил стадион. Пусть я и тяжеловат (82 кг), пусть пик моих результатов был уже давно пройден, но по сравнению с остальными я ощущал себя экспертом. Контрольный бег на стадионе или в легкоатлетическом манеже (сначала 1000м), потом 3км, а позже - 5 и 10 были для меня даже более привычным и понятным тестом, чем страшные головкинские «Подушкинские 16» и «Красногорский Треугольник 24,5». Начиная с 1974 года (1000м 2:48,7 на первенстве первокурсников физфака МГУ) до побед на мартовском первенстве МГУ в 1982 (1000м -2:33.1 и 3000 – 8:40.1), я ежегодно стартовал на дорожке 3-4 раза, постоянно улучшая предыдущий результат. «Пятерку» я бегал реже, лучший результат (15:04) был показан тоже в 1982 году в идеальных условиях на МСА в Лужниках, поэтому возвращение в 1985 году к стабильным 15:10-15:15 считал отличным достижением и результатом упорных и оригинальных тренировок.

Ориентирование в Москве в те годы регулярно выигрывали уже другие: В.Сотников, А.Вышкварко, Толя Белов, Игорь Отинов, Слава Лукашевич, И.Шорохов... На всесоюзных и международных стартах по-прежнему блистал С.Симакин. Но норматив внёс свои коррективы в состав команды на Союз.

Кандидаты в сборную Москвы тестировались на разных стадионах, из кандидатов с запасом в 15:50 укладывались только трое (я, Ваня Кузьмин и Петя Саврухин), и уже за полгода я почему-то был почти уверен, что меня возьмут.

Не понимаю сейчас, откуда была эта уверенность, ведь независимо от норматива два места в команде Москвы были забронированы под членов сборной СССР Сергея Симакина и Виктора Сотникова, а Кузьмин и Саврухин обгоняли меня на стадионе и очно, и по лучшему результату (Петя показал 14:55 на тест-отборе в Лефортово). Но всё-таки после всех прошедших отборов и контрольных стартов на сборах в Вильнюсе я считал себя (а не Петю) четвёртым номером.

Возможно (уже не помню), что Н.Н.Куницын (он по-прежнему был председателем тренсовета Москвы) что-то мне пообещал в начале сезона, понимая, что это - мой последний Союз (уже был введён «возрастной ценз», на следующий год меня бы не допустили). Думаю, что немаловажным фактором был и мой опыт участия в летних Всесоюзных Чемпионатах, ведь за 9 лет, начиная с дебюта в 1976 году (кстати, здесь же, в Черновцах), я пропустил только один – в Алоле в 1978 году.

По сравнению со мной Саврухин и даже зимний «сборник» Кузьмин выглядели почти дебютантами – в их активах было только по одному летнему Союзу.

Но выбирать между мной и Петей Н.Н.Куницыну не пришлось, мы оба оказались в команде: за месяц до Чемпионата прямо на сборах в Вильнюсе Витя Сотников свалился с воспалением лёгких…

Так и сформировалась наша команда, выигравшая два из трёх командных дней: норматив и эстафету.

В заключение – несколько цитат с оценками этого «норматива»

Светлана Березина (Санкт Петербург). Это был « пир во время чумы». Ввели стадион наш «любимый», была сумасшедшая погода - жара. В стадион я не уложилась ни разу в жизни, у меня техника бега совершенно к стадиону и к шиповкам не приспособлена. Меня шатало из стороны в сторону, мутнело в глазах, но мне никак было не уложиться в этот норматив… Единственно, что могу сказать – мой бег в лесу был совсем не то, что по стадиону, в лесу на грунте я с любой соперничала на равных.

Сикстен Сильд (Эстония)Важнейшей разницей между бегом на местности и на стадионе является поверхность под ногами. Это играет большую роль в технике бега: в ориентировании поверхность мягче и меняется с каждым шагом, контакт между стопой и землей дольше, чем на дорожке, где поверхность твердая и почти не меняется. У многих успешных ориентировщиков совершенно разные результаты в лесу и на стадионе, так что я думаю, что если вы являетесь «лесным ориентировщиком» — вам следует сконцентрироваться на беге конкретно на этом типе поверхности.

Ефим Штемплер (Украина) На этом чемпионате результаты бега на стадионе входили в общекомандный зачёт, важен был не только результат, но и занятое место, а спортсмены, которые не выполняли установленный норматив, на медали претендовать не могли.

Именно это условие лишило звания чемпионки СССР С.Березину, она показала лучший результат, но осталась без медали и не была включена в состав сборной СССР. Та же участь постигла латышку С.Габране, которая имела третье время.

Несмотря на многочисленные жалобы со стороны ряда тренеров и спортсменов, тренерский совет сборной СССР в своём решении был единогласен. В состав тренерского совета входили – А.Ломоносов, И.Столов, Л.Крохин (все-Москва). В. Киселёв (Рига), Н. Васильев (Волгоград), М.Поом (Таллинн), В. Глущенко (Киев).

И последнее, кто-то может сказать, что результаты участников чемпионата СССР не были слишком высокими. Возможно, это так, но следует учесть, что все дни стояла жара – до 35 градусов в тени, а дистанции чемпионата физически были очень тяжёлыми.

Сергей Казанцев (Санкт Петербург) … Как сейчас вижу дорожку стадиона и буквально «умирающего» на дистанции пять километров Мишу Святкина. Контрольный норматив. Умри, но выполни. Иначе к Всесоюзным соревнованиям по ориентированию не допустят. Парадокс — только Миша Святкин и Света Березина не справились с контрольным нормативом, но именно они заняли первые места на Чемпионате СССР. Медали им не вручили. Сейчас, вспоминая этот эпизод, понимаешь — какими некомпетентными (чтобы не сказать глупыми) бывают подчас чиновники от спорта. Возможно, армейские тренировки и этот «контрольный норматив» оставили маленькие рубцы на Мишином сердце…

Владимир Елаховский (МС СССР по легкой атлетике, Москва) - Не уверен, что техника бега сильнейших ориентировщиков мешала им показывать высокие результаты на стадионе. Я несколько раз тренировался на весенних подготовительных сборах вместе с командой СССР по ориентированию, помню, как участвовал в контрольных кроссах в Каркаралинске. Бегали 8-10 километров по рельефу и грунту, и что тогда на кроссах, что позже на стадионе вверху и внизу протокола были примерно одни и те же фамилии. Высокая скорость "ориентировщиков - тихоходов" из сборной СССР (таких как М.Святкин, С.Симакин, И.Захаров и др.) именно на дистанции в лесу вряд ли имеет причиной какую-то "постановку стопы" или структуру мышц, тут дело в чём-то гораздо более сложном.

А тогда, в 1985, тренировать и повышать скорость и выносливость ориентировщиков было, конечно же, нужно. Но не на стадионе. Вот как раз для окончательного понимания этого и необходимы были те несколько лет "нормативов".

Насколько понимаю, смысл введения в программу чемпионатов СССР по спортивному ориентированию бегового «норматива» состоял просто в том, чтобы стимулировать ориентировщиков более активно заниматься беговой подготовкой.

Хотя они, на мой взгляд, сами должны были это осознавать, поскольку беговая выносливость является важным компонентом данного вида спорта.

Сегодня, оглядываясь назад (и глядя на ориентировщиков немножко со стороны), мне кажется, что именно в ту декаду окончательно обозначился переход в ориентировании от преимущественно любительского к преимущественно профессиональному спорту, в котором нужно регулярно "пахать". И "норматив" на Чемпионатах 1985-1988гг. был одним из символов этого перехода.