Сегодня 19 июля — 190 лет со дня рождения французского художника-импрессиониста Эдгара Дега (1834-1917). Его вы можете знать по изображениям изящных балерин или сюжетам из парижских кафе. В отличие от своих современников он не работал на пленэрах и писал полотна при газовом освещении. У Эдгара были проблемы со зрением, а в последствии его и вовсе прозвали «первым импрессионистом ночи». Предлагаем ближе познакомиться с творческим путём и авторскими техниками Дега и узнать, почему художника так тянуло в театр и танцевальные классы.
Свидетель житейских сцен
В своих работах художник уделял особое внимание движениям, жестам и позам героев, благодаря ним ему удавалось передать эмоциональное состояние людей. Дега мог мастерски подчеркнуть рутинность в работе гладильщиц и прачек, а интенсивность его пастельных мазков могла привести в движение даже висящее на фоне белье. Правильная работа со светом и тенями позволило воссоздать реальную атмосферу парижских прачечных.
Страстный любитель лошадей
Эдгар был выходцем из обеспеченной семьи, что позволило ему неограниченное время экспериментировать и искать собственный стиль. Будучи фанатом конного спорта, он часто наблюдал за жокеями во время скачек, делал наброски, прибегал к острым и динамичным сюжетам, сдвигая ракурсы и нарочно обрезая полотна. Так появилась целая серия работ с наездниками перед стартом и светской публикой, жаждущей увидеть зрелище.
Красота должна быть характерной
Художник считал, что максимально естественными движения могут быть лишь во время купания. Героини его картин моются, причёсываются и, включённые в этот процесс, не задумываются принимать грациозные и идеальные позы, они полностью поглощены собственными мыслями. Плавные жесты, незагруженная лишними деталями композиция позволяли автору максимально правдиво запечатлеть позы девушек, которые чаще всего были обращены спиной к смотрящим.
Затаив дыхание
Художника захватывала динамичная и изменчивая стихия танца, Дега почти 20 лет ежегодно покупал абонемент в Парижскую оперу. Доступ за кулисы театра он получил не сразу, поэтому писал моделей в своей мастерской, показывая ежедневный труд балерин, оттачивающих каждое движение. Ему удавалось передать волнение девушек, которые вот-вот должны выйти на большую сцену — это эффект фотографичности, будто мы вместе с автором оказываемся незаметными свидетелями происходящего.
Отказ от статичности
Создавая портреты, Дега уходил от нейтральных фонов и не указывал моделям, какую позу им нужно принять, давая полную свободу в выборе выражения лица и положении тела. Изображая людей, художник пытался визуально передать характер героя и его внутренние переживания и не хотел писать их в богатом антураже или роскошных нарядах. Он старался добавить картине динамику, например, на групповых портретах члены семьи могли беседовать друг с другом, а не просто сидеть в ряд с отстранёнными лицами.
В 1870-е годы, когда художник столкнулся со смертью отца и оставленными им долгами, Дега занялся продажей своих работ на выставках импрессионистов, которые проходили с 1874 по 1886 год. Полотна прекрасно продавались, а в России они появились благодаря коллекционеру Сергею Щукину, который купил их с рук местного арт-дилера Дюран-Рюэля в Париже. Увидеть работы Эдгара Дега можно в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже:
- «Площадь Согласия» (Граф Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия), 1876 г.
- «Туалет» (Женщина, вытирающаяся после ванны), 1884 г.
- «За туалетом», ок. 1889 г.
- «За туалетом» (После ванны), 1895 г.
- «Сидящая танцовщица, поправляющая туфли», ок. 1880 г.
- «Причесывающаяся женщина» (Туалет), ок. 1885 г.
А в Москве его работы можно встретить в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков (ГМИИ им. А.С. Пушкина) в 10 зале совместно с работами импрессиониста Эдуарда Мане. Среди них:
- «Голубые танцовщицы», ок. 1898 г.
- «Танцовщицы на репетиции», 1875 - 1877 гг.
- «Проездка скаковых лошадей», ок. 1880 г.