Найти тему

Столыпин – ученик Дмитрия Менделеева. Что еще мы знаем о Петре Аркадьевиче?

Оглавление

Политика Петра Аркадьевича Столыпина была направлена на нравственное совершенствование общества, пробуждение в его гражданах чувства ответственности и патриотизма во имя создания «Великой России».

Фактами поделилась Марина Николаевна Мосейкина – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России РУДН.

Источник: Культура.РФ | https://www.culture.ru/persons/9385/petr-stolypin
Источник: Культура.РФ | https://www.culture.ru/persons/9385/petr-stolypin

Столыпин – ученик Дмитрия Менделеева

Столыпин получил классическое для своего времени образование: окончил гимназию, поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Там он изучал химию, геологию, ботанику, астрономию.

Жизнь Петра Аркадьевича могла сложиться иначе. Студентом он подавал большие надежды в области химии. Одним из его преподавателей был выдающийся русский учёный Дмитрий Менделеев. Он выделял Столыпина среди студентов и на экзамене по химии поставил ему «отлично». В данной сфере Петр Аркадьевич добился многого. Еще будучи студентом, он получил степень кандидата наук и задумывался о карьере преподавателя в Петербургском университете.

Внимание начальному образованию

Столыпин на посту главы правительства заботился о том, чтобы образование было общедоступным для мальчиков и девочек. Инициировал разработку законопроекта о введении всеобщего начального обучения в Российской империи, увеличил расходы на его нужды почти в четыре раза. Результатом стало строительство новых школ по всей империи. Принимал меры по улучшению положения школьных учителей, в частности в Азиатской части России.

Еще будучи Гродненским губернатором, Столыпин лично присутствовал на открытии новых народных школ, участвовал в юбилейных торжествах по случаю 10-летия существования женской воскресной школы при Гродненском православном братстве святой Софьи. При его участии были открыты Мариинская женская гимназия и второе реальное училище в Саратове.

Забота о высшей школе

Одновременно Столыпин ставил задачу создания единой системы образования (начальное, среднее и высшее), его непрерывности. Он понимал важность подготовки педагогических кадров прежде всего для средних школ. По его поручению профильные министерства формировали единую систему педагогических учреждений, открывали специальные курсы для будущих учителей. В Ярославле по инициативе правительства был создан Учительский институт дополнительного образования.

Петр Столыпин как премьер-министр сделал многое, чтобы открыть Саратовский Императорский университет. В знак признательности местные жители избрали Столыпина почётным гражданином Саратова и поместили его портрет в зале городской Думы. При поддержке Столыпина в Саратове была открыта третья в России консерватория. Кроме того, в период пребывания на посту Саратовского губернатора особое внимание Петр Аркадьевич уделял строительству городских больниц, ночлежных домов. Для престарелых одиноких женщин был открыт Серафимовский вдовий дом в Саратове.

Источник: История РФ | https://histrf.ru/read/biographies/petr-arkadevich-stolypin
Источник: История РФ | https://histrf.ru/read/biographies/petr-arkadevich-stolypin

При Столыпине появились негосударственные учебные заведения

Именно в годы реформ Столыпина появляется новый тип учебных заведений – негосударственных. Такими были Народный университет имени А.Л. Шанявского, Московский коммерческий и Московский археологический институты.

Одновременно университеты получали широкую автономию (право избирать ректора, шире использовать права Совета университета и прочее). В 1906-1911 годах в России возникли десятки новых высших учебных заведений, специализация которых была продиктована потребностями экономического развития страны.

Наука на службе государства

Столыпин видел тесную связь между образованием и наукой. Были созданы новые научные институты и лаборатории, которые стали основой для разработки новых технологий и научно-технического прогресса.

Он поддерживал ученых, профессорско-преподавательский состав высшей школ. Для подготовки к профессорскому званию распространенной была практика командирования ученых за границу с целью обмена опытом.

В период премьерства Петра Аркадьевича активно финансировались фундаментальные исследования, выделялись деньги на научные экспедиции. Среди них научно-промысловые исследования в Архангельской губернии, международный проект с участием России в исследовании северных морей, археологические экспедиции на Кавказ и в Среднюю Азию.

Особое внимание уделялось финансированию фундаментальных серийных публикаций. Это были материалы Русской полярной экспедиции 1900–1903 годов, сборники документов по истории русско-японской экспедиции и другое.

Источник: Российское историческое общество | https://historyrussia.org/sobytiya/14-aprelya-1862-goda-rodilsya-gosudarstvennyj-deyatel-pjotr-arkadevich-stolypin.html
Источник: Российское историческое общество | https://historyrussia.org/sobytiya/14-aprelya-1862-goda-rodilsya-gosudarstvennyj-deyatel-pjotr-arkadevich-stolypin.html

Просветительская миссия

Столыпин еще в бытность губернатором (Гродненским, а затем Саратовским) особое внимание уделял просвещению населения и благотворительности. Он взял под личную опеку находившиеся в сложном финансовом положении городские театры в Ковно, а затем и в Гродно, где проявил себя также на посту главы губернского Комитета попечительства о народной трезвости.

От имени комитета проводились народные чтения, организовывались передвижные выставки, во время которых демонстрировались диапозитивы по истории России, литературе и поэзии, географии, религии, научным достижениям. Диапозитивы рассказывали также о «вреде пьянства». Популярность подобных выставок неуклонно росла. Столыпин активно использовал средства губернского комитета также для поддержки «Гродненских губернских ведомостей», понимая значение провинциальной прессы для народного просвещения.

Столыпин многое делал для «охраны древностей» и развития музейного дела в Российской империи, чтобы приобщить народ к культурному достоянию страны. С вниманием относился к сохранению памятников и исторических мест, связанных с обороной Севастополя.

Благотворительная деятельность семьи Столыпиных

В традициях царской семьи и различных сословий России было участие в благотворительной деятельности. В западных губерниях к тому времени сложилась традиция, когда жены губернаторов руководили благотворительными обществами. Семья Столыпиных – не исключение. Супруга Петра Аркадьевича Ольга стала председателем Гродненского благотворительного общества. При ее попечительстве устраивались благотворительные концерты, музыкально-литературные вечера, «моментальные лотереи». Цель таких мероприятий – собрать средства для бедных и малообеспеченных учеников, которые также собирали для нужд Гродненского отделения Общества сестер милосердия и отдела Красного Креста. Супруги Столыпины участвовали во всех этих мероприятиях.

Жена губернатора Ольга Столыпина была почетным членом женского кружка при православном Братстве Святой Софии, которое занималось организацией помощи нищим: помогало им пропитанием, одеждой, поиском жилья. Она лично постоянно вносила пожертвования в кассу подопечного кружка.