Театральный сезон 2023/2024 завершился. И если вы спросите меня, какой премьерный спектакль я назвал бы в этом сезоне лучшим из лучших, crème de la crème, то отвечу без раздумий и колебаний: «Холопы» в БДТ им. Товстоногова.
Да, легендарный театр из Санкт-Петербурга с этой важной работой однозначно опередил и московских, и питерских, и уральских, и прочих коллег.
Масштабная, густонаселенная, сложносочиненная постановка Андрея Могучего и его большой команды мгновенно стала невероятно популярной. Число желающих её посмотреть в разы превосходит количество кресел в зале. Сам я чудом купил весной в интернете, на театральной бирже «лишний билетик» — какая-то дама не смогла пойти. И помчался в город на Неве.
Надо сказать, что театральный туризм, который прежде я практиковал более-менее активно, летая на спектакли в Пермь, Лондон, Париж, Вену, Берлин, Ригу, Милан, Будапешт, сейчас по понятным причинам лично у меня сведен до СПб и Нижнего Новгорода. И то хорошо.
Итак, «Холопы».
Когда-то эту историческую пьесу Петра Гнедича, современника Чехова и Горького, никогда не считавшуюся репертуарным хитом, я видел в Малом театре. Там её в 1987 году, ровно через 80 лет после написания, поставил Борис Львов-Анохин специально для великой старухи (это не фамильярность, есть такое амплуа в Малом) Елены Николаевны Гоголевой.
Мне было чуть больше двадцати, я был студентом, Гоголевой — под 90, она была Героем Соцтруда. И тот во всех смыслах классический костюмный спектакль до сих пор остаётся для меня одним из самых сильных театральных переживаний.
Нравы русского дворянства времен правления Павла I показаны Гнедичем через семью Плавутиных-Плавунцовых. Несколько дней из жизни господ, которые нередко вынуждены быть холопами, и их слуг.
Центр клана — престарелая и гордая княжна Екатерина Павловна. Чтобы не выполнять царский указ — на улице выходить из кареты и кланяться Павлу, она притворится обезноженной, будет передвигаться на каталке. В распоряжении неподвижной актрисы лишь голос, мимика и жест.
В БДТ эту бенефисную роль великолепно играет Марина Игнатова, которая и по виду, и по поведению вовсе не «великая старуха», да и просто не старуха. Но Могучий поставил виртуозный ансамблевый спектакль. И говорить следует о целом ряде замечательных актерских работ, в том числе эпизодических.
Режиссёр поместил пьесу, где переплетены элементы мелодрамы, трагикомедии, мистики и детектива, в контекст наших дней. Для этого придуман пролог: в бывший особняк Плавутиных-Плавунцовых, в котором гастарбайтеры изображают видимость ремонта, приводят делегацию китайских бизнесменов. Китайцы выбирают в городе недвижимость...
Ну а дальше в тех же ободранных интерьерах усадьбы (сценограф Александр Шишкин) появятся персонажи пьесы, они буквально вылезут из огромного сундука, и история покатится по своим рельсам.
Четвертый год правления императора-самодура. Павел I в спектакле представлен в виде персонажа со странным именем «Мысль об императоре, живущая в головах русского дворянства, чиновников и других жителей Петербурга 1801 года» (это лишь одна из метафор, придуманных постановщиком), а играет его артист-лилипут.
Сцены из спектакля «Холопы», БДТ им. Товстоногова. Фото взяты с официального сайта театра
Спектакль предлагает задуматься о холопстве как национальном виде спорта, как о вневременном диагнозе россиян, как о нашем сознательном выборе. Это горькие и необходимые думы.
Зрелище длится более четырёх часов, при этом в антрактах можно не покидать зал — на сцене продолжается жизнь, пусть и необязательная для сюжета, и она транслируется на экраны в буфете и фойе. Но эти четыре с четвертью часа пролетают стремительно, градус эмоций не снижается.
Как было сказано выше, пьеса Гнедича — редкий гость на отечественной сцене, а уж после эпического спектакля Могучего едва ли кто-то в ближайшее время отважиться обратиться к этому тексту — слишком высоко поставлена планка БДТ.
Бог даст, пересмотрю «Холопов» в новом сезоне. И вам настоятельно рекомендую.
Влад Васюхин для сайта Альтерлит