Иногда бывает, что места, которые ты посещал неоднократно, вдруг особенно впечатляют чем-то другим, на что раньше не особо обращал внимание. Вот так произошло со мною в Исаакиевскои соборе в Петербурге в этот раз.
Великолепный Петербург ещё краше и помпезнее, а мой Приморский район уютнее и комфортнее - так приятно возвращаться в родные пенаты! Пусть и раз в год пока что.
Я вылетала из Лондона в Таллинн, где ночевала в отеле.
Сначала меня фактически обобрал эстонский таксист - взял в два раза больше от аэропорта до отеля. Я прилетела в середине ночи, ну что я, буду спорить с ним? Потом в отеле, где я много раз останавливалась, дали номер с жутким затхлым запахом "кошка сдохла, хвост облез".
Опять-же, час ночи, а в пять вставать, так как автобус в Нарву в 7 часов - решила быть смиренной.
Утром на вокзале пришла к автобусу на час раньше, и милейшие водители люкс-экспресса посадили меня на рейс, идущий раньше моего!
Границу пересекала в районе Нарва-Иван-город. Простояла под проливным дождём 5 часов у эстонской границы и 30 минут у российской границы.
Пограничники и таможенники с обеих сторон были дружелюбны и вежливы. Эстонцы тщательно досматривали вручную весь багаж, а у меня было два чемодана и рюкзак, но не придирались.
Россияне сканировали багаж, а потому всё происходило значительно быстрее.
Ну вернёмся к теме статьи - на что в этот раз я обратила внимание в Исаакиевском соборе.
Как известно, что камни для облицовки использовались из разных стран. Много мрамора привезли из Италии и Карелии.
Конечно, же несравненный уральский малахит особенно всегда впечатляет.
А вот поразили колонны из лазурита из Афганистана. Я всегда думала, что они из России. Оказалось, что месторождения лазурита в России были обнаружены позже.
Когда купол собора покрывали золотом с ртутью, то погибло 60 мастеров, а рабочих наверное и не считали.
Во время войны купол покрасили чёрной краской, чтобы не отсвечивал, и это не повлияло на качество покрытия после того, как краску сняли. Поразительно!
Раньше в центре собора был установлен маятник. Я думаю, что правильно сделали, что убрали его. Пока что маятник хранится в подвале собора.
Все расписанные красками панели и картины собора при изменении температуры "текут". Так произошло и во время войны, когда образовались дыры от осколков, и температура внутри стала нестабильной. Решение делать мозаичные картины было принято конечно же значительно раньше. Но закончить все панно не успели во время строительства собора, их создание продолжается, а основные работы идут по реставрации.
Семитонные двери собора можно разглядывать бесконечно!
Столько деталей, сюжетов и персонажей!
Исаакиевский собор - это главное и любимое детище Огюста Монфферана. Французский архитектор воплотил свои творческие мечты сполна в России, против которой он воевал до этого.
После 40 лет жизни в России Монфферан всем говорил, что он русский, а он им и стал, столько сделав для нашей страны. Он хотел, чтобы его похоронили внутри собора, как это было принято в Европе тогда, но царь не разрешил хоронить католика в православном храме. Гроб великого архитектора пронесли трижды вокруг собора и отправили на историческую родину - во Францию, где он был никому не известен.
На его могиле даже не установили памятник - ведь Монфферан был русским архитектором, а во Франции его никто не знал. Лишь в 1986 году один русский француз разыскал могилу Монфферана, когда было 200 лет со дня рождения архитектора, и установил на его могиле памятник.
Уж действительно - пути господни неисповедимы!