Гладиаторский эпик с дворцовыми интригами, историческими реконструкциями, откровенными сценами и любовью сквозь любые преграды.
19 июля в Амедиатеке одновременно со всеми миром вышел сериал «Обреченные на славу», подробно рассказывающий об индустрии развлечений в Римской империи, восхождении династии Флавиев на престол, нравах и быте людей античности, а также главных исторических событиях в конце I века н.э. – открытии Колизея, главной римской арены, а также извержении Везувия, уничтожившем Помпеи.
В режиссерское кресло сел Роланд Эммерих («День независимости», «2012»), сценарий написал Роберт Родат («Спасти рядового Райана»), а на главные роли пригласили Энтони Хопкинса («Молчание ягнят») и Ивана Реона («Игра престолов»). И если после этих слов вы еще не побежали включать первую серию (всего их десять), то у нас еще как минимум пять причин сделать это как можно быстрее.
Литературная основа
Фото: Peacock/Prime Video/Reiner Bajo
То, что летом вышел сериал «Обреченные на славу», а осенью в мировой прокат выйдет «Гладиатор 2» – это не просто повод думать о Римской империи буквально каждый день, это еще и невольное зарождение целой мультивселенной пеплумов, «виноват» в которой писатель Дэниел Менникс. Именно его книга 1958 года «Идущие на смерть» (в другом переводе – «Путь гладиатора») и послужила литературной основой и для сериала «Обреченные на славу», и для дилогии «Гладиатор». В своей работе литератор подробно рассказывает о зарождении, расцвете и гибели индустрии развлечений древнего мира, в которой жестокость, азарт и безумие шли рука об руку. Гладиаторы были настоящими суперзвездами античности, а их гонорары не шли ни в какое сравнение даже с самыми титулованными футболистами современности.
Сценарист Роберт Родат взял за основу эту книгу, а также исторические хроники, описанные Гаем Светонием Транквилом в сборнике «Жизнь двенадцати цезарей», разошедшейся на цитаты. Если бы не он, то мы могли бы и не узнать про фразу «Деньги не пахнут», сказанную императором Веспасианом, или «Какой великий артист погибает!» под авторством Нерона. В своем интервью Родат отмечал, хотя в общем и целом он придерживался исторических фактов, без неизбежных художественных обобщений не обошлось: «Мы позволяли себе драматическую вольность, многие персонажи — составные портреты, соответствующие духу эпохи, а не конкретные исторические личности».
Благодаря тщательному изучению записей римских историков и предметов материальной культуры, авторам «Обреченных на славу» удалось создать правдоподобный портрет эпохи, в которой происходит действие сериала – конец I века н.э. Как украшение по всему сериалу раскиданы реплики императора Веспасиана, которые действительно зафиксированы в хрониках. Он, как человек умный и одновременно ироничный, оставил миру десяток афоризмов, а в исполнении Энтони Хопкинса они выглядят не как слова, высеченные на камне, а как фразы живого и тонко чувствующего обстановку человека.
Проработанные персонажи
Фото: Peacock/Prime Video/Reiner Bajo
Фото: Peacock/Prime Video/Reiner Bajo
Безусловно, главной звездой сериала стал двукратный обладатель премии «Оскар» сэр Энтони Хопкинс. В копилке его актерских работ и ранее были фильмы, связанные с Древним Римом, например «Тит» по пьесе Шекспира, где он перевоплотился в одержимого местью полководца. В «Обреченных на славу» он примерил на себя образ умудренного жизнью императора Веспасиана, «первого крестьянина на римском престоле», как говорили его завистники, хотя по сути своей были правы. Он был человеком, поднявшимся благодаря военной карьере и получившим поддержку сенаторов, придя к власти после Года четырех императоров. Свою роль актер исполняет блестяще (впрочем, кто бы сомневался): где нужно добавит металла в голосе, где захочет, взбудоражит обитателей дворца, а где‑то расслабится и уйдет в философские рассуждения.
По сюжету сериала, стареющего императора крайне волнует вопрос престолонаследия, и он разрывается между своими сыновьями – военачальником Титом (Том Хьюз, «Виктория») и политиком Домицианом (Джоджо Макари, «Властелины воздуха»). Собой они напоминают огонь и воду, до того разные выросли у Веспасиана дети. Пожалуй, за Домицианом, младшеньким, наблюдать интереснее всего. Мы узнаем, как в детстве он страдал от издевательств Тита, копил злость и ярость, что во взрослом возрасте вылилось в хитрость и способность предугадывать действия брата. К тому же он спасает Рим от восстания оголодавших граждан, повелев утихомирить их агрессию масштабными гонками в Цирке. Тут уж и не угадаешь, кого выберет в преемники отец – спокойного Тита или импульсивного Домициана. И открыть Колизей, почти достроенный, очень‑очень хочется!
Особого внимания заслуживает еще одна пара, которая спонтанно складывается по ходу сериала (обойдемся без спойлеров): глава преступного мира и подпольных ставок Тенакс (Иван Реон, сыгравший мерзкого Рамси Болтона в «Игре престолов») и Кала, торговка из Северной Африки (Сара Мартинш, «Смерть в раю»), которая прибывает в Рим ради спасения своих детей из рабства. Судьба в лице сценариста сталкивает их вместе, и между ними вспыхивает невероятная химия, буквально источающая через экран. Интереса отношениям, конечно, добавляют потом и общие враги, и общее дело. Вообще, Сара Мартинш – настоящая актерская находка. Ее героине непросто выживать в столице, в том числе и из‑за языкового барьера, но и без «трудностей перевода» игра глазами заслуживает отдельных аплодисментов. Материнская любовь Калы и готовность на самопожертвование делает персонажа объемным, вызывает симпатию.
Продолжение статьи читайте в блоге Амедиатеки: вы узнаете, как создавался эпичный визуал, какое море интриг придумали авторы и как показаны сцены секса и любви в кадре.