«Дракула Брэма Стокера» — мой любимец среди внушительной фильмографии Фрэнсиса Форда Копполы, в 2024 году отметившего 85-й день рождения. И дело не только в моей слабости к историям о вампирах, очаровании 1990-х и прекрасном подборе актеров. В этом фильме удивительные костюмы.
Снимая его, Коппола имел дело с довольно ограниченным бюджетом. На сложные декорации и спецэффекты денег категорически не хватало. И тогда он решил, что главное здесь — костюмы. Они и будут задавать настроение, создавать атмосферу и определять образ героев.
А создание костюмов Коппола поручил Эйко Исиоке. Ему приглянулись ее рисунки для постера и книги по фильму «Апокалипсис сегодня» (1979). Но это потом Исиока получит за «Дракулу Брэма Стокера» Оскара как лучший художник по костюмам. Тогда же это был рискованный выбор, ведь японской художнице не хватало опыта работы с костюмами. Да и вообще она прежде не смотрела ни одного «вампирского» фильма.
Фантазия Исиоки, по-своему восприняв образы европейского Средневековья и XIX века, создала нечто новое и необычное. Чего и добивался Коппола, желавший визуально переосмыслить несколько избитую историю Дракулы. Но отсутствие опыта тоже сказалось. Некоторые костюмы вышли чудовищно неудобными. Почетная пальма первенства принадлежала багровому доспеху Дракулы. Сделанный из пластика, он постоянно разваливался на части, да еще и сковывал движения Гэри Олдмана.
Этот нарочито бутафорский, но запоминающийся доспех с ушами то ли волка, то ли нетопыря даже по силуэту далек от любых настоящих лат. При желании можно найти условное сходство между его поверхностью, покрытой желобками, и максимилиановским «рифленым» доспехом XVI века. Но тот не в пример изящнее, даже в случае поздних подделок XIX века.
У доспеха Дракулы же есть более очевидные источники вдохновения — стилизованный образ освежеванного человека, с которого содрана кожа, открывая взгляду рисунок мышц (мотив, который в средневековом искусстве связан с мученичеством святого Варфоломея).
Мне рассказывали, что Королевская Оружейная палаты в городе Лидс хотела выкупить багровый доспех из «Дракулы Брэма Стокера» (1992) на аукционе (его запасную версию). Но британским музейщикам не хватило средств. Ничего, зато у них есть странные мечи гномов из «Хоббита» в форме античной фалькаты и копия шлема Дарта Вейдера, гордо выставленные в конце экспозиции.
А оригинальные латы, кажется, стоят в частном музее Копполы в Калифорнии. Точнее, в его винодельне — поближе к багряной жидкости, пускай это и не кровь.
Но жизнь придуманного японской художницей Эйко Исиокой доспеха в масскульте не ограничивается музеями. На рифленые латы Дракулы подозрительно похожи багровые доспехи из Хен Гайдт в игре «Ведьмак 3: Дикая Охота» (2015), точнее, из дополнения «Кровь и вино» (2017). Их также когда-то носил могущественный вампир — судя по одному из рисунков для карточной игры «Гвинт». И это сходство не осталось незамеченным. Довольно быстро появилась пользовательская модификация Bram Stoker Hen Gaidth, которая окончательно превращала доспех в подобие лат Дракулы из фильма.
А вот необычный кружевной наряд Люси из «Дракулы Брэма Стокера» обязан своим эффектным воротником… дикой природе. Конкретно — плащеносной ящерице из Австралии, которая при опасности оттопыривает свой кожистый воротник. Эйко Исиока, японская художница, которой Коппола дал полную свободу в создании костюмов, нередко обращалась в поисках вдохновения к пугающим образам живой природы, особенно рептилиям. Но есть, конечно, у одеяния Люси и свои исторические аналогии.
Прежде всего, это европейская мода XVII века. Исиоку вдохновил выдающихся размеров и формы воротник на портрете Анны Розины Маркварт, написанном в 1642 году немецким барочным художником Михаэлем Конрадом Хиртом. Схожие образы встречаются и на картинах работы других художников, например, Уильяма Ларкина. А в процессе своего превращения в вампира рыжая и бледная Люси в белом кружеве огромного воротника даже чем-то напоминает портреты королевы Елизаветы I Тюдор, так что заглядываем и в XVI век.
Сам наряд Люси — еще и подвенечное платье. Как-никак, Люси Вестенра — объект воздыханий трех женихов, а затем и очередная «невеста Дракулы». В Англии викторианской эпохи, где происходит действие фильма, были популярны свадебные платья, отделанные кружевом Хонитон из Девона. В эту же эпоху были случаи погребения в подвенечном платье. Собственно, саму императрицу Викторию похоронили с ее свадебной вуалью на лице.
Костюмы, придуманные Эйко Исиокой, были настоящим испытанием для актеров. Кружевное безумие невесты Дракулы не стало исключением. Актриса Сэйди Фрост просто не сумела вскарабкаться обратно в гроб в этом наряде, так что пришлось использовать перемотку кадров.
Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM