Найти тему

Как не дать ожиданиям испортить вашу жизнь. Или немного о дофамине: дрессировщике и планировщике вашего мозга.

Продолжаем разбираться с дофамином и его влиянием на нашу жизнь и поведение.

Дофамин — это уникальное вещество. Его роль в мозге сложная и многофункциональная. Он способен на химическом уровне нас кодировать и «дрессировать».

Съесть или не съесть, вот в чем вопрос...
Съесть или не съесть, вот в чем вопрос...

Дрессировщик он для нас тогда, когда мы кайфуем от предвкушения удовлетворения какой-то потребности (не важно – реальная она или придуманная). Предвкушение – ммм... это приятное, азартное, вдохновляющее ощущение и мы хотим его проживать снова и снова. И настолько же (если не сильнее) неприятно состояние пониженного дофамина, его проживать ну вообще не хочется. Это разочарование, досада, злость, апатия, раздражение и т.д. Меня сильно веселит, когда люди сталкиваются с разочарованием в чем-то, сразу обобщают ситуацию по типу «это не мое» (ха-ха!).

Эволюция не дурочка, нашла хороший способ заставлять нас делать видосохраняющие действия и не делать вредящие выживанию.

Правда маркетологи этот механизм слегка «хакнули» и используют не по назначению, но это уже детали.

Как планировщик, дофамин помогает нам принимать решения для достижения желанных целей, оценивать потенциальную награду и риски. Именно он помогает нам закреплять успешные стратегии поведения, задавая вектор направления жизни. Это своего рода внутренние весы, которые анализируют, стоит ли игра свеч, и если да, то какие шаги нужно предпринять для достижения желаемого.

Если научиться кайфовать "наспорте", то не нужно будет себя заставлять! Да, на это уходит много времени, зато работает надежно.
Если научиться кайфовать "наспорте", то не нужно будет себя заставлять! Да, на это уходит много времени, зато работает надежно.

В работе мне довольно много приходится сталкиваться с темой ожиданий – клиенты ожидают чего-то от близких, от себя, от коллег, друзей, от них самих тоже многое ожидается. И это все - дофаминовая история. Сюрприз!

Позитивно реализованные желания – приятный опыт, который хочется повторять. Негативно реализованные или вовсе нереализованные ожидания – негативный опыт. И тут есть варианты – человек может как совсем отказаться от нереализованной потребности, так и застрять в «сломанном» процессе.

Довольно долго я искала для себя ответы, почему частенько один ребенок в семье травмируется, а другой - нет? Ну и сформулировала гипотезу, как так может быть.

Например, в семье воспитывают близнецов. Всё вроде бы одинаковое: гены, родители, условия проживания, питание, воспитание. Но одного какая-то травмирующая ситуация цепляет, а другого нет. Почему так происходит? Я считаю, это от того, что у одного ребёнка была открытая потребность в этот момент времени, а другой почему-то ее не испытывал (кто-то из взрослых ее уже удовлетворил), и поэтому вроде одинаковое поведение родителей одного «зацепило», а другого нет.

Поэтому считаю самым важным, в процессе исследования внутренней реальности клиента, более точное нахождение истинной нереализованной потребности. Это необходимо для простого и быстрого прохождения терапевтического процесса и подбора такого алгоритма действий, который поможет отделить прошлый негативный опыт человека по удовлетворению его потребностей от текущей ситуации.

Часто клиенты «застревают» в прошлой ситуации и, либо сидят в драме ловушке «только мама может мне это дать», либо устраивают многоходовки «я дам тебе все, что у меня есть, чтобы получить от тебя то, что нужно мне», что тоже не лучшая стратегия. Часто она вообще не работает, ибо взять – возьмут, а вот дать в обратку им и в голову не придет, потому что он же не просил у вас ничего. Вы ему сами все дали, до-бро-воль-но!

Если же найти именно глубинную, истинную потребность, то можно найти другие, более прямые, короткие и простые варианты актуального удовлетворения потребностей, отвязав ожидания получения чего-либо от родителей/близких/начальства. В результате человек учится быть автономным и сильным, способным повернуть свою жизнь в нужное ему русло.

В реализации потребности и ожидания есть три варианта развития событий:

1) ожидал и получил. Хотел купить хлеба и купил его. В этой истории дофамин практически не растёт, находится почти на одном уровне. Так как нет ожиданий, что не получится, нет колебаний, провалов и пиков, есть уверенность и спокойствие;

2) другое дело, когда результат превзошёл ожидания. Например, девушка пошла за хлебом, а ей подарили кольцо с бриллиантом. В этой ситуации дофамин резко подскакивает, потому что есть элемент новизны и неопределённости. Такой результат всегда хочется закрепить;

3) ожидания не оправдались. Здесь понижение уровня дофамина будет зависеть от величины потребности. Отсутствие хлеба в любимом магазине не сильно снизит уровень дофамина (тем более, в наше время в радиусе 500 метров есть несколько других магазинов с хлебом). А вот неполучение важного, действительно влияющего на выживаемость ресурса приводит к резкому провалу дофамина. Это неприятное, иногда тяжелое состояние.

Тот же хлеб во время блокады Ленинграда был очень важный. Его отсутствие вызывает очень негативные эмоции, чтобы избегать риски потери своего хлеба. И подобное событие становится для человека уроком, как поступать не нужно. Помните фразу «хлеб всему голова»? Не для всех, но для многих это эмоционально заряженная фраза, непростая. Тут про выученную важность, но об этом поговорим в другой раз.

Кстати, именно тут находится причина неумения людей делать работу над ошибками. Я в шутку называю это «работа над ошибками – противоестественна». Смотрите:

  • если у человека позитивный опыт, мало кто способен его анализировать, чтобы улучшить, ведь «и так все хорошо».
  • если опыт негативный, это настолько неприятно, что проще отказаться от данного притязания, лишь бы не сталкиваться с этим ощущением снова. И делается фиксация «это не мое». Хорошая новость – все, в чем мы себе отказали, можно исцелить и разрешить заново, если как следует проанализировать свои ожидания, тот путь, как не удалось их реализовать, убрать страх ошибок и хейта, а потом найти новые алгоритмы достижения целей и удовлетворения истинных потребностей (т.е. сделать работу над ошибками).

Итого, дофаминовая система очень важна именно в процессе нашего обучения. Она активируется, когда мы ожидаем награду - так мы учимся ассоциировать определённые действия с положительными исходами. Каждый раз, выполняя действие, которое приводит к успеху или удовольствию, дофаминовые пути «запоминают» этот опыт, укрепляя нейронные связи, способствуя повторению этого действия в будущем.

Ещё больше информации, упражнений и трансляций вы найдёте в моём Телеграмм канале. Переходите по ссылке и подписывайтесь, чтобы уже сейчас работать над собой.

Предупреждение: я не врач, поэтому все медицинские вопросы задавайте своему лечащему врачу. В этом цикле статей я рассматриваю разные обстоятельства нашей психической и физической жизни с точки зрения эндокринологии поведения.