Из них 45 тысяч должны быть полностью российского производства. На проект заложены 300 млрд рублей бюджетных и внебюджетных средств. Насколько эти планы реалистичны?
Российской промышленности планируют поставить около 85 тысяч роботов до 2030 года, заявил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. По его словам, более половины из них будут отечественного производства. Для реализации планов потратят в рамках федерального проекта примерно 300 млрд рублей с учетом внебюджетных средств.
Также Мантуров отметил, что для российских разработчиков будет доступна господдержка — например, льготные займы на создание и расширение производства, в том числе с возможностью списания, льготный лизинг и компенсация скидки, которая будет предоставляться производителями роботов. Для продукции отечественных компаний — до 50% и до 20% — на импортную.
Получится ли осуществить планы? Рассуждает генеральный директор и основатель компании по робототехнике Technored Артем Лукин:
— Сейчас наша промышленность испытывает острый дефицит квалифицированных кадров и в принципе каких бы то ни было кадров, людей просто не хватает. Появились новые специальности, где люди могут зарабатывать больше, буквально не выходя из дома, поэтому на производство сейчас никого не заманишь. Сейчас наша компания начала производить шестиосевые промышленные или коллаборативные роботы-манипуляторы, которые дополняют либо заменяют людей на производстве, тем самым решают самую острую проблему нехватки людей, повышая производительность, повышая качество и снижая травматизм. Это промышленные роботы, которые вместо людей занимаются сваркой, покраской, загрузкой в станок, заменяют рабочего на конвейере и так далее. Но здесь же вопрос не просто в самом роботе, здесь целая система — это фактически новый подход к производству, когда станок уже не подразумевает взаимодействие с человеком, а между станком и программистом уже встает машина. И, как сказал Владимир Владимирович, мы должны войти в 25 стран по плотности роботизации, и это действительно около 90-100 тысяч роботов плюсом, которые нам нужно произвести и внедрить на наши заводы и фабрики к 2030 году. Задачи очень большие.
— Насколько это реально вообще?
— Консервативные компании говорят, что это нереально, но мы как новаторы говорим, что надо — сделаем.
— Как вы относитесь к истории с господдержкой для российских разработчиков, поможет это нарастить производство?
— Безусловно, поможет, потому что стоимость НИОКРов, стоимость разработок исчисляется десятками, а чаще всего сотнями миллионов рублей. Ну и для того, чтобы разработать, предположим, наш один роботизированный комплекс, мы тратим на это где-то год и инвестируем в это своих собственных денег от 50 млн рублей. Конечно, поддержка в виде грантов, в виде субсидий очень важна.
Ранее в Минпромторге заявляли, что по состоянию на 2023 год на российских заводах насчитывалось 11 тысяч роботов, и к 2030 году их количество планируют довести почти до 100 тысяч. Осуществление этих планов должно позволить России войти в топ-25 стран — лидеров роботизации.
Радиостанция Business FM опросила промышленные предприятия, как они относятся к автоматизации производства:
Исполнительный директор крупнейшего в России производителя тяжелой промышленной техники «Четра» Владимир Антонов:
«Производительность труда должна опережать рост заработной платы. И в данный момент наблюдается период очевидно высокого темпа роста стоимости труда из-за демографических вопросов и роста экономики. Это дополнительный мощный стимул по внедрению технологий и изменению наших текущих процессов. Роботизация применяется на каждом предприятии нашего дивизиона, и мы обладаем компетенцией и привлекаем в том числе технологических партнеров и консультантов, и в этом году мы расширяем программу по применению роботов и манипуляторов. Применение роботов — это необходимость, роботы улучшают качество продукции, увеличивают производительность самого предприятия. В текущей демографической ситуации минусы не очевидны».
Основатель и генеральный директор инженерной компании «Уралэнерготэл» Алексей Бельский:
«Чем больше у производственника инструментов, тем легче ему организовать эффективное производство. Я считаю, что человек заменим на простых операциях, — это очень хорошо, люди не должны делать такую простую работу. И ясно, что совсем человеконезависимое производство построить пока не получится. Но плюс — это однозначно повышение производительности, чтобы больше производить, нужно использовать различные автоматизированные системы. Естественно, это большой плюс, мы сможем больше производить, быть конкурентоспособнее и внутри себя, и на мировом рынке, я надеюсь. А минусы — это, во-первых, перестроение парадигмы, потому что да, меняется потихонечку мир, но зачастую производственники очень консервативны, и им тяжело будет проходить эти перемены. Это цена внедрения, потому что робот не экономит деньги, он увеличивает качество, увеличивает производительность, но не экономит деньги, и робот это также уменьшение гибкости. Два года назад производство, особенно небольшое, имело одно видение и парадигму, сейчас, через два года после СВО, все перестроились на другие комплектующие, на другие результаты вообще. Многие небольшие производства сильно перестроились, если бы они вложились два года назад в роботов и в автоматизированные линии, которые очень жесткие, они бы сейчас оказались не у дел, им было бы очень тяжело перестроиться, потому что транспортные цепочки поменялись, и вообще цепочки добавленной стоимости. То есть это уменьшение гибкости. Либо появятся такие системы, которые легко перестраиваются, что будет еще дороже».
Директор по маркетингу и стратегии НАТЭК-Нефтехиммаш Дарья Буйлова:
— Во-первых, нужно посмотреть более полную программу, потому что говорится о роботизировании на разные отрасли промышленности. Что касается тяжелого машиностроения, то это достаточно дорогостоящее оборудование, робот-манипулятор для сварки, например, который требует особого программного обеспечения, повышения квалификации сотрудников. Там достаточно большие затраты. Поэтому, насколько мы видим, это будет такая субсидия с частичным погашением инвестиций, и насколько обычные компании — производители тяжелого оборудования смогут себе это позволить. Но если Минпромторг выпустит такое предложение, естественно мы его изучим, скорее всего, подадим заявку и посмотрим, что мы можем применить на своем производстве. Не знаю, правильно ли считать это в количестве, а не в стоимости, но любое субсидирование и помощь мы, естественно, приветствуем. Мы готовы пробовать, мы готовы закупать, даже тратить часть инвестиций с помощью Минпромторга на эту работу.
— Что делать тем, кого роботы заменят?
— Не стоит говорить, что робота поставили — и часть сотрудников ушли. Нет, безусловно, это будет не так, роботом также нужно управлять, задавать определенные программы, поддерживать это оборудование. Да, повышение квалификации потребуется, о массовом увольнении людей речи точно не ведется.
Ранее на основе данных Росстата в НИУ ВШЭ подсчитали уровень роботизации российских производств по стране. Так, лидером по этому показателю среди регионов стал Санкт-Петербург, где располагаются сразу три автомобилестроительных завода. Также в топ-5 вошли Самарская, Московская и Калужская области и Республика Татарстан.
Что касается мировых показателей, то еще в 2022 году уровень роботизации обрабатывающей промышленности в России оценивался в 19%. Для сравнения — в странах ЕС тогда он был равен 16,3%.