Многие, кто учился в советской школе, помнят это произведение Аркадия Гайдара «Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово». Появилось оно в 1933 году в «Пионерской правде».
Потрясающая концовка про смерть героя и паническое бегство супостата:
«… И в страхе бежал разбитый Главный Буржуин, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной…»
В детстве мне (да, думаю, и другим тоже) не давал покоя вопрос, а что это, все-таки, за военная тайна, которую так и не выдал героический Мальчиш-Кибальчиш?
А, может и не выдал, потому что просто не знал?
Выражаясь словами Главного Буржуина:
«… Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат свое твердое слово?...».
Нас, малышей СССР, в своё время ни в какие тайны не посвящали и знать мы ничего такого не могли.
Но в этом и был потаенный смысл произведения – то, к чему готовили и нас, подрастающее поколение. Понятно было лишь одно: знай - не знай, но молчи обо всем – чтобы не увидел и не узнал! Здоровее будешь! По этой причине многое в СССР было засекречено.
Например, многие таинственные предприятия, «почтовые ящики» как их называли, не имели никаких вывесок и обозначений на фасаде (из-за чего, кстати, даже многим командировочным было крайне непросто найти эти предприятия).
Держать ухо востро полагалось еще со времен Первой мировой войны – слишком свежи были примеры беспечности и печальны последствия.
Даже сказочные герои из «Приключения Буратино» все время пытались выведать тайну у деревянного человечка! Что уж там говорить о реальностях военного времени!
Попавшим в плен рекомендовалось молчать (даже под пытками), а в крайнем случае – умереть, но ничего не выдать! Мол, мёртвые сраму не имут! Вон, смотрите, как героически погиб Мальчиш-Кибальчиш – его и пушками и саблями погубили. И учитесь!
А посмертным героям – почёт и уважение.
«…А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зелёном бугре у Синей реки. И поставили над могилой большой красный флаг…».
Так-то лучше!
Что-нибудь выдать мог, естественно тот, кто что-либо знал. Поэтому на войне особое внимание было приковано к разведке, в задачи которой входило выведать планы противника путём захвата «языка».
Что же конкретно ценного мог выдать захваченный в плен вражеский солдат?
Понятно, что рядовой – это не офицер и уж, тем более, не генерал. Нижних чинов не посвящают в планы командования, важных документов они не имеют, а посему выдать они могут лишь то, что видели своими глазами.
Пленных же могли захватить во время боя или же путём налёта или засады.
Из приказа командира 144-го пехотного Каширского полка от 11-го января 1917 года за № 11 :
«… При сём объявляю для сведения показания захваченного в плен рядового 74-го ландверного полка.
«… Утром 8-го января 1917 года во время поиска звенигородцев в районе Берёзовки был захвачен в плен рядовой 74-го ландверного полка Траугод Паппеш. Допрошенный в Штабе дивизии подполковником Диаментиди, пленный показал:
1., 74-й ландверный полк принадлежит 5-й запасной дивизии, в которую входят ещё 73-й ландверный полк и 3-й и 4-й резервные полки. Вся дивизия была в 20-х числах декабря переброшена из района Соммы (Франция) на наш фронт.
2., В виду того, что пленный был уволен в отпуск ещё в бытность его полка во Франции, и возвратился только 3-го дня, он ничего определённого о соседних местах, количестве орудий, пулемётах, местонахождении и проч. сообщить не может.
Заслуживают внимания следующие его показания:
а) 7-й ротой, к которой принадлежит пленный, командует поручик. Помимо ротного командира в роте есть только один младший офицер – прапорщик. Списочный состав роты – 200 – 250 нижних чинов, в окопах же находится 180 – 190 чел., остальные подносят провиант и патроны.
б) Возраст солдат 74-го ландверного полка – 20 – 35 лет.
в) Тяжёлых блиндажей на участке роты не имеется. Есть небольшие укрытия на 5 – 10 чел. каждые, расположенные непосредственно за первой линией окопов.
г) Впереди 7-й роты немцы выставляют на ночь 9 секретов на расстоянии 20 – 30 м от своей первой линии.
д) В одной из землянок находится телефонная станция. Аппаратов-усилителей для подслушивания наших телефонных разговоров не имеется в его роте.
е) Продовольствие хорошее. Мясо выдаётся ежедневно.
ж) Настроение в Германии и в армии будто бы очень бодрое. О мире говорят много, но о мире на блестящих для Германии условиях.
з) О предстоящих действиях ничего не слыхал.
и) Вблизи - ж.д. станция Шловка на Московско-Виндавской ж.д.
к) 74-м ландверным полком командует майор Унру, 2-м батальоном – капитан Корпион, 7-й ротой – поручик Шинеман. Старших начальников не знает.
Начальник штаба 36-й пехотной дивизии – полковник Чернавин…».
Все эти сведения солдат мог передать только добровольно. Пытать его, чтобы вырвать угрозами, было бессмысленно – слишком невелика фигура! Не скажет этот - можно найти другого, учитывая, что пленных солдат не войне всегда море.
К тому же, если пленный будет разговорчивым, то и отношение к нему может быть совсем иным. Не сразу в расход.