Искала ответ на этот вопрос в поисковике и не нашла. Что ж, это причина написать ответ на вопрос в своей статье.
Я сделала несколько покупок на Маркете. Очень удобно - большой ассортимент. Много продавцов. В первые же дни была возможность по получении.
С предоплатой ничего не покупаю. Лишняя суета будет, если заказ по каким-то причинам будет отменен.
Да и в интернете можно найти слухи о том, что при отмене заказа на Маркетплейсах службы поддержки просят у покупателей коды из смс-сообщений ...а потом где-нибудь на Госуслугах появляются взятые кредиты и прочие неприятности. Так ли это или нет, скажу о том, в чем имею опыт.
Сначала я столкнулась с отменами некоторых заказов. Обычно это был последний товар. Когда товар заканчивается, в каталоге Яндекса это показывается.
Видимо, на последний товар одновременно нашлись 2 покупателя: я и еще кто-то. Система приняла оба заказа. Одному из покупателей магазин вынужден был отменить заказ. Ошибка системы.
Или последний товар числился на складе у продавца, а по факту не оказался. Ошибка складского учета.
Увидев отмену заказа, я написала в чат поддержки. Почти сразу перезвонили мне на телефон, извинились за "техническую ошибку", предложили помощь в подобрать похожий товар.
Памятуя вышеописанные слухи, я отказалась от помощи по телефону. Если бы у меня была предоплата? Так бы быстро я бы отказалась от помощи? Очень вероятно то, что данный честный сотрудник оказал бы мне помощь, деньги вернулись бы мне карту безо всяких последствий. И никакой бы "код из смс" у меня не попросил бы. Но нужны ли риски?
Через какое-то время пришел ответ в чате: "Заказ отменил магазин, простите..."
На следующий день я захотела дозаказать то, что вчера продавец отменил, и еще докупить какую-то мелочь. Опа! Недоступна оплата корзины по получении.
Пишу в чат поддержки. Прошу подсказать, где почитать правила покупок на Маркете.
Где почитать правила покупок на Маркете мне так и не сказали. Хоть я просила.
А зря. В окне "Выбрать способ оплаты" надо было бы сделать сделать ссылку на текст, что-то вроде: "кому доступна оплата по получении". Сотрудники Макета, почему вы это до сих пор не сделали? Я описываю ситуацию сейчас, в июле 2024 г. Потом, может быть, сделают.
Но. Я попробовала положить в корзину любые товары. Оплатить по получении теперь ничего нельзя. Причем, что интересно, в каталоге по-прежнему я вижу опцию опция выбрать товары "с оплатой по получении". Ставлю "галку" на опции, выбираю, кладу в корзину ...по получении оплатить недоступно. Значит, проблема в покупателе.
Мое предположение - 98% вероятности того, что виноваты отмены заказанных товаров. 1% вероятности того, что это все-таки технический сбой. 1% вероятности того, что лишили оплаты по получении потому, что накануне я заказала много мелких дешевых товаров и они распределились каждый по посылке, т. к. от разных продавцов. Когда доедут и оплачу, возможно и возможность оплаты восстановится
Ранее у меня еще было 2-3 покупки одежды с возможностью примерки. 3-4 вещи не подошли. Не купила. Причем, раннее я спрашивала в чате, будет ли отменена в будущем возможности оплаты заказов по получении. В чате написали, что "любые ограничения отсутствуют".
Одежду без примерки купить сложно, почти нереально. Нужно, чтобы одежда на человека села, нужно стыковать с имеющимися вещами. Это, если докупать точно такую же к имеющейся паре обуви или докупать такую же к имеющийся футболку можно. Вещи, в которых вы уже, довольные, как слон, ходите и которые вы точно сносите. Тогда можно смело без примерки брать.
Одежда - сложный для продажи товар. Примерка это то, что очень нужно и выгодно покупателям. Реально нужно. И это то, на чем терпят убытки продавцы. Упаковка нарушена, сами вещи теряют товарный вид во время примерок, расходы на логистику и на оплату работы сотрудников складов и пунктов выдачи...
Например, магазин Ля Мода уже начал делать коробки для обуви, потому что "родные" моментально изнашивались от примерок. И изрядно увеличил в своих правилах "процент выкупа заказов", иначе покупатель лишится оплаты по получении.
Мои предположения - Яндекс Маркет делает что-то подобное.
Только почему-то служба поддержки в чате процитировала мне эти правила Маркета. Я даже не знаю, были ли они выработаны, опубликованы ли? Почему? И почему-то в каталоге Маркета я опцию выбрать "с оплатой по получении" я по-прежнему вижу. Почему?
Что же делать тем, кто покупает? По факту получается, если хотите покупать с оплатой по получении, покупайте все, кроме одежды, для которой нужна примерка. И то, если продавец отменит заказ, система, похоже, не распознает, что это сделали не вы. И очень быстро, после какого-то отмененного заказа (все-таки не после первого, и это хорошо) Яндекс Маркет лишит вас возможности платить по получении. Пока что настройки такие. В 2024 году.
Хотите заказывать одежду с примеркой? Тогда вы будете делать много возвратов товара. Тогда создайте еще один аккаунт и почти сразу готовьтесь к предоплате. Таковы мои предположения, покупателя, получившего опыт покупок на этом маркетплейсе.
И, хорошо, если аккаунт и для Маркета, и для любых магазинов в интернете будет привязан к тому номеру телефона, который вы специально для регистрации в магазинах завели. Во избежание всего того нехорошего, о чем слухи в интернете ходят. И от спама.
В конце о хорошем. За счет того, что ассортимент огромен, много продавцов, можно в настройках выстраивать по убыванию или возрастанию цены, читать отзывы, я купила на Маркете именно те товары, которые мне были нужны. Еще и с учетом планов своего бюджета. Сделать то же офлайн было бы труднее, а что-то и невозможно.
Сейчас, в 2024 году, помимо того, что почти вся торговля ушла в интернет, изменились взгляды на торговлю. Раньше хорошим менеджером считался тот, что "впаривал" товар.
Хороший менеджер тот, кто "стыкует" покупателей и товар. Покупателей, которым нужно закрыть свои потребности, с хорошим товарам, который эти функции выполняет. С хорошей ценой, с удобной доставкой.
Много маркетплейсов и разных магазинов. Главное - не накупить лишнего.
О неочевидных полезных правилах покупки продуктов я писала на своем канале:
И там же о покупке одежды:
Мне, чтобы было интересно писать на своем канале, хотелось бы получить подписавшихся на мой канал и выражение мнения читателей в комментариях.
Постскриптум. Прошло почти полгода с момента написания мной этой статьи. Я продолжаю что-то иногда покупать. Какой мой опыт за полгода?
1. Я сижу, корректирую свою корзину (иногда нажимаю кнопку "перейти к оформлению", но не заказываю, а возвращаюсь в корзину, чтобы понять, долго ли будет товар ехать и стоит ли мне ждать). Ничего еще не заказала и не выкупила. Не помню, ехали ли ко мне в тот момент какие-то мои заказы или у меня на тот момент было все выкуплено... Возможность оплаты по получении внезапно пропадает на несколько часов или на день! .. Или внезапно появляется, а не было! Как так?
Думаю, что это какой-то сбой программы.
2. Я могу не поставить "галку" в фильтрах и положила в корзину товар, который нельзя оплатить наличными. В таком случае при попытке заказать система обычно предлагала именно на этот товар выбрать другой способ доставки и оплаты. Но один раз у меня было так, что система не предложила, а убрала возможность оплаты наличными на всю корзину. Достаточно было убрать товар из корзины.
3. Мне нужно было три одинаковых книги. Одну я купила, прочитала, поняла, что хочу еще 2 точно таких же. Надо было. Пытаюсь заказать у того же продавца. Пытаюсь оформить - система убрала оплату наличными. Что такое?
Я убрала одну книгу из корзины. Возможность оплаты наличными появилась. Заказала я книгу. Третью книгу система за наличные не дает пока купить. Хотя на книге указано, что она есть в наличии (и даже в количестве последних 3 экземпляров, что система показывает, а в нормальном количестве).
Даже если у этого продавца я пыталась заказать товары больше минимальной покупки (система раньше писала, что у этого продавца можно заказать не менее, чем на такую-то сумму), возможность оплаты наличными не появлялась. Положив в корзину другие товары и убрав книгу, я возможность оплаты наличными опять вижу. Я не понимаю. Но вот так. Попозже, скорее всего, возможность купить за наличные третью книгу появится.
4. В корзине сумма товаров менее 1000 руб. или менее 500 руб. (видимо зависит, от того, как давно Вы покупаете и на сколько за весь период набрали). Поэтому заказать за наличные нельзя менее указанной суммы. Обычно в корзине об этом и написано красными буквами.
5. Причина самая распространенная, по моему опыту, за полгода покупок. Даже если я набирала корзину и оформляла заказ (а не несколько корзин) - в корзине же были заказы от разных продавцов (даже если копеечные товары) и приходили они несколькими посылками в разное время.
Так вот, если посылок много и они еще не выкуплены - возможность еще оформить заказы за наличные может временно пропасть до тех пор, пока Вы большую часть свои посылок не заберете. Потом появится.
Вот такой мой опыт совершения покупок.
Ну вот... сейчас конец марта 2025 г. Пишу дополнение к статье. Яндекс Маркет сейчас, похоже, во всех пунктах выдачи убрал возможность оплаты наличными. Еще неделю-две назад я заказывала что-то за оплату наличными по получении. Но в некоторые пункты выдачи осталась возможность заказать с оплатой картой по получении. По крайней мере, у себя я такую возможность вижу.