Найти тему

Репетиторы-"помогидомашки"

Этой весной мы уже писали про так называемых «подснежников».
Это ученики, которые приходят к репетиторам весной за 1-2 месяца до экзаменов и ставят себе целью неадекватно высокие баллы.

В прошлом
посте в одной из историй мы упомянули ещё один термин из репетиторской практики – «помогидомашка».

Если коротко, то это такие репетиторы, которые на занятиях с учениками занимаются лишь разбором школьных домашних заданий.

Начнём с того, что это довольно частый запрос от родителей, особенно родителей младших школьников.

В школе задают большое домашнее задание, родители вроде пытаются помогать, но в какой-то момент их навыков не хватает. У ученика стабильные двойки, нерв всей семьи оголён, и родители решаются на стороннюю помощь в виде репетитора.

Из контекста запроса можно догадаться, что чаще всего обращаются для помощи в начальной школе, для иностранного языка или для математики или русского в 5-6 классах.
По опыту могу сказать, что в старших классах в той же математике таких запросов меньше, т.к. родителям часто становится очевидно, что одними разборами домашки не отделаться...

Сам характер запроса «нужно помочь с домашним заданием и со школьной программой» предполагает, что от репетитора не требуется высокой квалификации.
Поэтому поиск частного преподавателя ведётся в первую очередь исходя из цены на занятия.
И чаще всего такими заказами занимаются или совсем начинающие преподаватели, или студенты.

Выполнение ДЗ со школьниками – это низшая ступень репетиторства. Такая услуга в принципе не может стоить дорого. В отличие от подготовки к ОГЭ, к ЕГЭ или к поступлению в физмат школу.
Фактически родители видят в школе некоторое неизбежное зло и таким образом откупаются от него. Поэтому и откупиться хотят как можно дешевле.

Для их детей это скорее неважные школьные уроки, для которых обычно достаточно тройки. Запроса на реальное понимание предмета нет, как и готовности школьника делать что-то сверх того, что задали.

Иногда помощь с домашним заданием может требовать и высокой квалификации репетитора. Правда, здесь важны не столько педагогические навыки, сколько предметные.
Например, когда ученик учится в классе с сильно углубленной математикой и простой студент-репетитор может с этим не справиться.
Но в таких случаях грамотного специалиста нанимают не только для помощи по школьной программе, но и для того, чтобы потом через несколько лет с этим же репетитором сдавать полноценные аттестационные и вступительные экзамены.

Понятно желание родителей сэкономить и отдать домашнее задание, скажем так, на аутсорс.
Но мы уже писали об опасностях, которые поджидают на этом пути, в
статье «Репетитор никогда не приходит один».
Как только ученик увидит, что теперь у него всегда есть человек, который с ним точно всё прорешает после школьных занятий, он в меньшей степени будет пытаться разобраться сам. Зачем, если и так всё объяснят?
Однако грамотный специалист даже при узком запросе на выполнение ДЗ может попробовать всё же дать больше.

Не нужно думать, что запросы на помощь с домашними заданиями для репетиторов какие-то плохие.
Они даже могут быть инструментом развития педагога на начальных этапах. Особенно для студентов, которые только делают первые шаги в этой профессии.
С одной стороны тут нет такой большой ответственности, как при подготовке к экзаменам. Для ЕГЭ новичку обычно не хватает предметных и методических знаний, а также общей нарешанности, насмотренности и личного опыта.
А через помощь с домашним заданием можно плавно вкатиться в репетиторство и постепенно познакомиться со школьной программой или с каким-то конкретно УМК. Вопросы школьников помогают молодому репетитору понять, где основные трудности, где часто ошибаются, где ученик думает, что понимает, а в реальности не понимает. Да и подготовка к занятиям не так трудоёмка – порой достаточно просто посмотреть учебник. План урока формируется текущими потребностями ученика.

Для опытных педагогов ситуация с такими запросами иная. Им уже не нужно знакомиться с программой, которую они уже и так знают вдоль и поперёк. Им с таким учеником нужно переходить от выполнения ДЗ к более содержательным педагогическим задачам.

Давайте на примере некоторых ситуаций посмотрим, что можно делать педагогам с запросами от ученика на выполнение домашней работы.
В качестве иллюстраций буду приводить случаи из собственной практики.

Типичная ситуация с учеником такая.
Приходит ученик на занятие с запросом: «А можно мы сегодня разберём домашнюю работу? У меня скоро контрольная по этой теме...»
Главное, на что я смотрю, так это то, насколько такой запрос бьётся с теми изначальными целями, которые мы поставили с учеником и родителями.

Например, с одним учеником 10 класса мы готовимся к ЕГЭ и прорабатываем опорные методы решения планиметрических задач.
И вот он приходит на занятие с запросом «помогите с домашним заданием».
Я смотрю на перечень задач и понимаю, что там тема «Пределы». В принципе можно потратить на неё занятие, т.к. потом это пригодится в вузе. Но из семи предложенных задач пять являются откровенным шлаком. То есть они полностью бесполезные, бессодержательные и даже если захотеть, через них не получится преподать какой-то важный материал.
Оказывается, что учителя в этом месяце подменял какой-то аспирант и видимо дал задачи из каких-то своих вузовских материалов.
Я пояснил ученику, что из этого списка только две задачи имеют какую-то для нас ценность, а остальные даже больше вредят и отнимают время.
Обязательно уточнил, насколько важна оценка за эту ДЗ. Оказалось, что даже тройки будет достаточно, поэтому мы всё занятие посвятили двум содержательным пределам. Это была подтема «Второй замечательный предел» и, конечно, ученику полезно было уже в каком-то виде познакомиться с экспонентой.

Другая история более типичная: ко мне приходит восьмиклассник с разовым запросом на помощь с домашним заданием. До ОГЭ ещё есть время, и обычно я с учеником либо методично закрываю пробелы, либо с более сильными учениками иду по своей углубленной программе параллельно школьной.
И почти всегда эта домашняя работа так или иначе полезна ученикам и в контексте ОГЭ или для освоения школьной программы в целом.
То есть вроде как ученику действительно надо уметь решать задачи домашнего задания.
И тут я обычно использую две техники работы в зависимости от ситуации.
В первом случае я бегло просматриваю задачи и говорю:
«Ок. Ровно эти задачи мы решать не будем. Я научу тебя решать через другие похожие».
И мы проводим полноценное занятие, на котором разбираем такие же задачи, но с другими числами. То есть я на ходу придумываю схожие задачи и мы с учеником их решаем. Обычно ученик достаточно активно включается в процесс, т.к. ему нужно будет потом ещё самостоятельно решать своё ДЗ.
В конце занятия после разбора всех типов задач мы обязательно возвращаемся к исходному списку и кратко обсуждаем, как ученик будет сам решать задачи. Важно убедиться, что он действительно понял, что нужно делать с ДЗ. Фактически оно просто закрепляет то, что мы делали на занятии. Так как каждое занятие я записываю на видео, ученик может просто пересмотреть урок, и если что-то не понял, то решить по аналогии.
Главная задача выполнена – ученик получил новые знания.

Другую технику я применяю для учеников, с которыми уже давно занимаюсь, которые мне доверяют и у которых есть пробелы. Ниже будет понятно, почему это важно.
В таком случае решать сходные задачи бессмысленно, ученик всё равно не сможет решить их по аналогии сам.
Поэтому я делаю так. Смотрю на задачи, откладываю их в сторону и говорю ученику:
«Эти задачи слишком сложные для нашего уровня. Даже если я расскажу их решение, тебе сложно будет его понять без предварительной подготовки. Мы сегодня вернёмся к этим задачам, а пока предварительно решим следующие задачи...»
И зная уровень ученика, я простраиваю в голове цепочку задач для выхода на задачи из ДЗ. То есть объясняю тему с азов, постепенно подводя к нужным заданиям.
Главная изюминка в том, что мы вроде решаем что-то более-менее понятное, ученик делает это сам или с подсказкой, но во второй половине занятия я незаметно даю задачи уже непосредственно из принесённого ДЗ. И ученик часто сам с ними справляется, не осознавая, откуда эти задачи.
И уже ближе к концу ученик может задаться вопросом: «А когда мы будем решать домашку?». На что можно смело отвечать: «Дружище, а мы её уже всю сделали. Ты сам её только что всю сделал!».
Обычно после этого он пребывает в некотором приятном удивлении. Мы не просто на занятии за него всё решили, а он сам разобрался с темой и параллельно как бы между прочим выполнил ДЗ.

Конечно, так срабатывает далеко не всегда. Бывает, что цепочка подводящих задач бывает слишком длинная, пробелы слишком глубокие, а тема ДЗ находится сильно в стороне от актуальных задач. В таких ситуациях я честно говорю ученику, что пока эта тема нам не по зубам, мы к ней вернёмся через месяц-другой, а пока займёмся более важными заданиями...

Случались на практике и истории, когда помощь с домашним заданием была не разовой, а требовалась ученику на постоянной основе даже тогда, когда основная цель занятий была другая.

Например, с одним учеником мы в 11 классе готовились к базовому экзамену. Быстро стало понятно, что где-то за полгода мы проработаем все темы и он спокойно получит свою пятерку на экзамене.
Парень собирался поступать на дизайнера, но учитель всё равно шла строго по школьной программе и спрашивали со своих подопечных по полной. И хотя математика в таком объёме ему была не нужна, нам приходилось разбираться и со школьными задачами, мы решали домашние работы и готовились к контрольным работам.
В школе грозились, что если будут двойки в четвертях, то они могут не дать допуск к сдаче базового экзамена.
В итоге мы с учеником кое-как выплывали на школьную тройку, а базовый экзамен он закономерно сдал на твёрдую «пять».

Схожая история была и ученицей, которая шла на золотую медаль.
Ей не только нужно было сдать профильную математику на высокие баллы, но и получить по этому предмету пятёрку в школе.
А преподаватель был очень требовательным и особенно придирчиво проверял знания именно этой потенциальной медалистки.
В итоге мы занимались с ней три раза в неделю: два стандартных занятия по подготовке к профилю и одно по школьной программе с разбором ДЗ .
Причём оценки за выполнение домашнего задания были важны и учитывались при выставлении четвертных оценок.
Однако надо отдать должное, это третье занятие на неделе пусть и стояло чуть в стороне от нашей подготовки, но всё же оно давало нужны знания для нашей с ней дальнейшей ЕГЭшной работы.
В итоге ученица получила свою заслуженную школьную пятёрку, а вместе с ней и золотую медаль, которую подтвердила на профильном экзамене. Хотя нужный ей порог для подтверждения она прошла, что называется, «на тоненького» .

И наконец, заключительная история из практики, которая продолжается до сих пор.
С одним из учеников мы занимаемся раз в неделю и как раз идём только по школьной программе с разбором домашнего задания.
И здесь я, несмотря на свой 10-летний опыт, нахожусь скорее в позиции начинающего педагога.
Дело в том, что ученик недавно переехал из России в Швейцарию и там занимается по Кембриджскому учебнику и программе.
Это единственный такой школьник в моей практике. Через занятия с ним я фактически знакомлюсь с абсолютно новым для себя материалом. Задачи там довольно простые, и понятно, как их объяснять, но вот их компоновка весьма необычна.
И вообще интересно после каждого занятия вылавливать нюансы преподавания школьной математики за рубежом в сравнении с российской программой.

Наконец, ещё несколько общих советов касательно развития педагога и решения с учениками домашнего задания.

а) Если вы не совсем новичок в преподавании, если уже занимаетесь репетиторством больше года и если планируете профессионально заниматься преподаванием, то лучше уходить от заказов, где ваша работа фактически ограничивается выполнением домашнего задания за ученика, пока он делает вид, что присутствует на занятии.
Иначе вы так и останетесь на низшем квалификационном уровне. Нужно двигаться дальше и вырастать из коротких штанишек «помогидомашки» .

б) Когда есть запрос на помощь с ДЗ, значит у ученика есть какая-то слабая мотивация. Она пока не совсем учебная, а скорее «нужно сделать ДЗ, чтобы все отстали». Но через неё можно попробовать выйти на нормально обучение.
Ваша позиция должна быть такой: помощь с ДЗ – это постепенное научение ученика делать это ДЗ самостоятельно.
Но если ученик и не собирается учиться, то лучше выходить из этого заказа.

в) Если уж решили согласиться на подобный заказ, то пусть это будет заказ именно родительский. В таком случае можно поговорить со взрослым человеком и объяснить малую эффективность таких занятий, если ограничиваться только домашкой. Тогда можно рассказать про общую картину, про стратегию обучения, про план ближайших действий. Родитель скорее осознает, что при планомерной работе результаты будут выше, хотя далеко и не сразу.
В случае, когда ученик сам выкладывает заказ «за 300 рублей решать домашку», то он сразу показывает своё отношение к преподавателю: «Я не буду ничего решать, но, будь добр, через час домашка должна быть сделана». Это самые неприятные клиенты, т.к. относятся к репетитору как к говорящему ГДЗ, безликому приложению к их школьному учебнику.
Не нужно тешить себя иллюзиями и думать, что можно будет как-то перевоспитать такого ученика. Заставить его что-то делать дополнительно или учить его самостоятельно всё решать не получится. При малейшем разговоре на эту тему он просто уйдёт к другому решателю.

г) Есть опытные преподаватели, которые от отчаяния (например, из-за финансовых проблем) всё же осознанно соглашаются на такую роль и предают себя как профессионала-педагога.
Обычно такая история сопровождается комплексом психзащит вроде «ну я же всё равно чему-то его учу» или «а мне какая разница? главное, чтобы платили».
Но в таком случае рано или поздно (чаще рано) от ученика может прийти следующая просьба: «У меня завтра важная контрольная. Можно я на ней сфотографирую задачи, а вы мне через полчаса перешлёте решение?».
И часть педагогов, свыкнувшихся с унизительной ролью подай-принеси, соглашаются и на это.
«Сгорел сарай, гори и хата».
По сути это не преподавание. Содержательно это просто решение КР или ДЗ за деньги под предлогом преподавания.
Но это уже вопросы уважения и самоуважения преподавателей, их нужно разбирать отдельно.
Единственное, что можно добавить – это путь в глубокую яму для репетитора-профессионала.

д) Часть репетиторов берутся за подобные заказа ради отзывов.
Но отзыв «решил домашку за меня, всем рекомендую» отвратителен и снижает вашу ценность как профессионала. Это тот случай, когда лучше попросить ученика удалить его, даже не смотря на то, что отзыв выглядит в целом как положительный. Вы закрепляете себя в статусе разового решателя. И к вам будут обращаться такие же клиенты. А родители с более широким запросом, читая отзыв, могут сказать про себя: «Домашние-то он с учениками делает, а как это соотносится с преподаванием и подготовкой к ЕГЭ?».

е) Нужно учитывать, что это самые нестабильные ученики и родители. У них нет цели, а только вялотекущий и зависимый от школы процесс.
Если запрос просто помогать с дз, то из этого следуют:
1) внезапные пропуски занятий, когда нет дз или когда праздники, ведь тогда нет и повода идти к репетитору;
2) занятия заканчиваются в конце апреля, а то и в середине, т.к половина мая праздники, а в оставшиеся дни уже большинству наплевать на дз, годовые оценки уже проставлены.