Найти тему

Репетитор никогда не приходит один

Профессиональная поговорка, вынесенная в заголовок, распространена в узком преподавательском кругу и мало известна среди родителей.
Действительно, репетитор никогда не приходит один. Обычно за ним постепенно подтягиваются коллеги.

Почему так происходит и как этого избежать, обсудим в этой и следующих статьях.

А сначала посмотрим, как работа репетитора влияет на самостоятельную учёбу школьника.

Когда ученику нанимают стороннего преподавателя?
Обычно тогда, когда сами родители не имеют возможности помочь своему ребёнку с учёбой.
В какой-то момент школьная программа становится настолько странной, что задачи из домашнего задания вызывают недоумение у всех членов семьи.
Мы не говорим про алгебру и геометрию. Сейчас уже и математика начальной школы непонятна многим взрослым.
И чтобы сохранить нервные клетки, родители нанимают в помощь репетитора. Пока одного.

Эффект заметен сразу – в семье становится заметно спокойнее. Родители выкупили обратно своё свободное время. Раньше они проводили вечера, пытаясь разобраться, что там хочет от ребёнка учитель. Теперь за это отвечает репетитор.

За домашние задания само собой теперь идут одни пятёрки, за ответы у доски – четвёрки, за самостоятельные и контрольные работы – пока тройки. Но это списывают на волнение и психологическое давление. Якобы ребёнок так боится диагностик, что забывает всё на свете. Родители подумывают над тем, чтобы пригласить детского психолога.

Первые подозрения возникают, когда появляются проблемы по другим предметам. Внезапно может просесть русский и английский язык, с которыми до этого не было проблем. Вроде математику выправили, а по русскому пошли какие-то непонятные правила, которые ребёнок не в состоянии выучить. А английский в семье никто не знает.
Возникает дилемма. Семейный бюджет нерезиновый. Боливар не выдержит двоих. На семейном совете думают как поступить.

Дальше возможны варианты. Может быть родители откажутся от математики в пользу других предметов («с ней пока вроде всё нормально...»). Может наймут ещё двух недорогих студентов уровня «помогидомашка». Может даже задумаются над семейным образованием. И т.д.

Другой неприятный звонок может прозвучать, когда репетитор по математике внезапно заболеет и на две недели занятия прервутся. И тут окажется, что ребенок не может просто сесть и сделать домашку самостоятельно. Он уже забыл, как это делается... В школе снова идут беспросветные двойки и тройки.

Вот здесь и становится видна проблема ранней репетиторской помощи.
Ученик может отвыкнуть делать то, что давно должен был научиться делать самостоятельно.

Ведь ребёнок очень быстро схватывает правила этой игры:
«Если я ничего не сделаю, то получу двойку, родители поругаются, но потом найдут человека, который всё сделает за меня, который всё объяснит. В итоге, чем меньше я делаю в школе, чем меньше я пытаюсь разобраться сам, тем лучше учусь!»
Зачем напрягаться в школе или даже при выполнении домашнего задания, если всегда есть сторонний человек, который всё это расскажет. А если нет, мама с папой уж как-то решат эту проблему...
И вот уже у школьника не один репетитор, а три. С математикой прокатило, значит и с другими предметами прокатит.
Ребёнок вынес учёбу на аутсорс. Мышца самостоятельности начинает атрофироваться.

Это самый очевидный случай вреда от репетитора. Но порой проблемы глубже.

Некоторые коллеги гордятся тем, какие они крутые мотиваторы и психологи. Что они могут заставить, убедить, настоять, вызвать эмоции и желание, обосновать, увлечь ребёнка математикой. Но когда уходит такой внешний раздражитель, ученик превращается обратно в нечто киселеобразное.

Такие «умеющие замотивировать» преподаватели будут всегда. Спрос рождает предложение. Родители всегда огорчаются, когда их детям не интересна математика и учёба в целом. Вот они и хотят найти кого-то, кто сможет проводить весёлые игровые уроки и «заинтересует предметом». Так за забавной игрой и дополнительной стимуляцией в ученике может исчезнуть нечто важное.

Это не значит, что нужно, напротив, нудно зачитывать материал в лекционном формате. Можно и нужно играть на занятиях. Но игра должна быть не внешней, а внутренней. Придумать свою задачу, разглядеть что-то необычное в уже знакомом, в конце урока решить интересный пример – вот, где настоящая игра. В самом содержании обучения, в пространстве примеров и задач.

То же самое касается случаев, когда репетитор постоянно хвалит ученика, повышает его самооценку и всячески подбадривает, а не «как в школе». Не редки случаи, когда школьник становится так зависим от чужого одобрения, что не может даже примерно оценить себя и свою работу. С такой эмоциональной иглы школьнику бывает довольно сложно слезть.

Конечно, многое зависит от личности преподавателя и его реакции на разные ситуации.

Вот, например, ребёнок пришёл со школы и начал жаловаться репетитору на учителя. Мол, она такая-сякая, ругается на уроках, требует от нас невозможного, задаёт глупые задания и прочее в таком же духе.
Есть репетиторы, которые даже рады такому повороту. Они успокоят ученика, скажут, что не нужно обращать внимания, что на самом деле он молодец, а школа действительно плохая. Так они рассчитывают повысить свою ценность для ученика, думая, что помогают ученику и работают на контрасте со школой.

Но есть и преподаватели, которые могут сказать следующее:
«Да школы разные. Бывает везёт, бывает нет. Мы же здесь не для того, чтобы ругать школу, а для того, чтобы изучать математику. У нас всегда есть выбор: заниматься или продолжать страдать. Давай-ка всё же займемся делом.»
Грамотный специалист купирует все эти страдания и вернёт ученика в работу.

Или ученик может сказать что-то вроде: «Ирина Петровна, вы так всё понятно объясняете, а вот прошлый репетитор/школьный учитель объяснял плохо».
Это вроде как комплемент от ученика. И репетитор складывает к себе в шкатулочку этот мусор, что вон какая я молодец. Объясняю как богиня. Да ещё выкладывают потом у себя на страницах этот стыд для потехи своего самолюбия. Типа отзывы о работе.
Ещё на наставнических курсах рассказывают, что всё это обязательно нужно выкладывать на всеобщее обозрение, «иначе никто не узнает, какая вы замечательная». Ну как тут не устоять, как тут не начать «проявляться в мир».

Но подобные слова ученика снова не очень хороший сигнал для преподавателя. Он полностью полагается только на нечто вовне, что выправит его учёбу: репетитор, который всё объяснит, крутые онлайн-курсы и проч. Понятно, что руль не у него. А когда что-то не будет получаться, то недалеко и до закрытых телеграмм-каналов с вариантами Дальнего Востока.

Сравните со случаем, когда ученик спонтанно скажет: «Знаете, Ирина Петровна, после 3 месяцев наших занятий я стал лучше понимать математику».
Это значит, что благодаря совместной работе он научился ещё и от школы много полезного получать. И школьная учитель, оказывается, задаёт не такие уж и глупые задания...

Вышесказанное не значит, что репетиторы не нужны.
Репетитор точно нужен для перехода на новый уровень.
Репетитор нужен для каких-то экстремальных ситуаций. Например, когда нужно срочно за 3 месяца к чему-то подготовиться.

Но и в таких случаях после решения задачи и выхода на плато, не нужно замещать ученику то, что он в итоге должен учиться делать сам.

Репетитор – это сильнодействующее лекарство. И чем оно сильнее, тем большее привыкание оно вызывает. Поэтому нужно быть с ним осторожным.

Плохой репетитор – это как врач, который не помогает, а залечивает.
Вспомните истории с пластическими хирургами: молодой красивой девушке на самом деле требуется какая-то небольшая коррекция внешности, а по факту её так перешивают, что из человека делают урода.

Повторю тезис из прошлой статьи: репетитор не должен воспитывать в ученике субъектность. Это не его обязанность. Он не должен пытаться всучить руль управления учёбой ученику.
Но он и не должен пытаться вырывать руль у ученика, когда тот делает свои самостоятельные попытки управления своей деятельностью.

Понятно, что гораздо проще рассказать ученику решение, надиктовать правильную последовательность действий.
Но сложнее и эффективнее поговорить о задаче, обсудить возможные варианты рассуждений.
Да, это будет дольше.
Но иногда нужно сказать ученику: «Нет, теперь сам. Долго? Я подожду. Принёс распечатку школьного домашнего задания, да ещё и на тему, которую мы прошли? Покажи, как ты его решал. Мне нужны записи твоих решений для дальнейшего разговора. Их нет? Давай прервёмся, а через полчаса вышли сканы того, как ты решаешь эти задачи. Их мы и будем править»
Именно через такие нюансы и раскрывается профессионализм преподавателя.

Не понимая и не принимая подобного подхода к работе, многие крутые преподаватели испытывают профессиональный кризис. Они видят, что могут любую тему из школьной и вузовской программы так разжевать, так объяснить, такие задачи подобрать, что ученики смогут успешно решать разные типы задач.
Но параллельно у их подопечных часто появляется корона на голове. Школьникам кажется, что за них всегда будут учиться другие. Что можно не выстраивать собственных учебных опор, что рядом будут специалисты, которые всё расскажут и покажут. Они так и будут оставаться в иллюзии, что учёба – это легко, понятно и приятно. И первые заметные трудности могут выбить их из колеи.

Как выходить из этого преподавательского кризиса?
Менять свой подход к работе.
Нужно разглядеть, что на противоположной стороне тоже личность, и некоторые общепринятые преподавательские принципы могут ей лишь навредить.

В заключении давайте посмотрим на здоровый пример работы репетитора в началке.

Коллега как-то помогал с математикой своему племяннику-третьекласснику.
У того в школе были четвёрки и пятёрки за ответы у доски и за заполнение рабочих тетрадей. Но в какой-то момент за контрольные и самостоятельные пошли тройки и даже двойки.

Первым делом коллега настоял, чтобы родители отказались от ГДЗ в любой форме.
Было жёсткое условие: или мы действительно работаем, или списываем с ГДЗ.
Поначалу была серьёзная ломка, т.к. почти все в классе ими пользуются. Но нужно было вернуть ученику навык самостоятельного выполнения домашнего задания.

Далее коллега стал по-другому выстраивать помощь с домашним заданием в рабочих тетрадях. Он почти не помогал с заполнением тетрадей. Коллега просто находил или придумывал похожие задания. Ученик вместе с ним эти задания разбирал, а потом уже схожие примеры делал у себя в тетради. Почти без проверки репетитора.

Поначалу был странный эффект – оценки ухудшились.
Раньше стабильно у всех в классе и у него были пятёрки за рабочую тетрадь. А теперь даже была одна тройка, но в основном одни четвёрки (вместо привычных пятёрок за списанные решения с ГДЗ). Пятёрки у племянника были пока редкими. Но зато своими!

Вроде он стал понимать на занятиях гораздо больше, однако всё равно оценки по сравнению с другими учениками были пока не очень.
Родителям даже казалось, что работа выстроена не так эффективно, как хотелось бы.

Но так было до первой настоящей диагностики.
Учитель решила внезапно сделать срез знаний и дала в классе на 30 минут задачи из позапрошлого домашнего задания.

В итоге у большей половины класса двойки, отличники и хорошисты написали на тройки, была ещё пара четвёрок. А наш герой-третьеклассник единственный получил пять. Да ещё недоумевал, почему у остальных плохие оценки ведь «контрольная была такая лёгкая»...

И не нужно каких-то дополнительных одобряющих фраз от преподавателя ученику. Он сам всё видит. Максимум, на что можно было указать, так это на то, что всё получилось, потому что он делал это сам. И самостоятельность – это круто.

Через три месяца занятия с коллегой прекратились. Ученик сам мог нормально заниматься. Репетитор был нужен лишь изредка для конкретных трудных школьных вопросов.

Не факт, что дальше в средней и старшей школе всё пойдёт как по маслу. Но ученик уже получил такой необходимый опыт самостоятельной работы и успеха, с ней связанного.

Возможно, в этой истории всё красиво получилось, потому что она произошла с родственниками.
Будет ли обычный репетитор так с ребёнком заниматься? Уйдёт ли он через три месяца, когда увидит, что работа сделана?
Ведь это банально не выгодно, хотя бы из-за организации работы репетитора. Окно сначала будет занято, а потом освободится посреди года. И ведь надо потом ещё искать кого-то на это время.
Поэтому преподаватели часто и стараются держаться за учеников как можно дольше. Даже когда видят, что они не особо нужны.
Это, кстати, в дальнейшем негативно сказывается на их профессионализме и мотивации к работе.

Дальше поговорим про родителей и развитие школьной самостоятельности.