В каждой профессии есть свои жаргонизмы и слова, понятные только профессионалам.
Термины «ФГОС», «шкраб», «ГИА», «ОГЭ/ЕГЭ» знакомы почти всем преподавателям.
Однако, репетиторство заметно отличается от школьного преподавания. И в этой профессии есть свой специфический сленг.
Давайте сегодня поговорим о так называемых «подснежниках».
Этот термин употребляется и в других профессиях.
Например, весной фитнес-центры штурмуют клиенты, которые за зиму поднабрали вес и мечтают быстренько «похудеть к лету».
Именно таких посетителей тренеры и называют подснежниками.
В репетиторстве у этого слова схожий подтекст.
Где-то в марте-апреле на сайтах-агрегаторах возникает настоящая лавина заказов на подготовку школьников к ЕГЭ с 60 до 80 баллов или с нуля до 60 баллов.
Такой диапазон баллов не случаен.
Мы с вами много говорили про уровни подготовки. Так вот одним из типов заказов как раз является переход от решённой первой части к задачам «джентльменского набора» второй части.
Другими словами, требуется подъём с Профильного уровня на Технический. Задача сама по себе весьма трудная, а за ограниченное время - почти недостижимая.
Репетиторы обычно не любят брать подобные заявки, даже если они пришли через сарафанное радио.
Во-первых, потому что у востребованного специалиста все места к этому времени заняты.
Апрель-май – самая горячая пора для репетиторов, готовящих к ОГЭ и ЕГЭ. Многие специалисты в это время работают почти без выходных.
Во-вторых, у родителей часто завышенные ожидания от работы репетитора.
Сам запрос на такой прирост баллов за полтора-два месяца говорит о высоких ожиданиях и об общем неадекватном понимании сложности экзамена.
А там, где завышенные ожидания, там будет и разочарование от результатов со всем сопутствующим негативом.
В-третьих, у школьника в такой ситуации обычно прослеживаются неправильные установки, которые мешают обучению.
Непонятно, почему ученик не обратился за помощью ранее: неправильно оценивал свой уровень в течение года? надеялся на авось, а очередной провал на пробнике немного взбодрил? внезапно понял, что на нужную специальность требуются высокие баллы?
Несмотря на то, что такие заказы преподаватели не очень приветствуют, лично я почти каждый год занимаюсь с одним-двумя подобными клиентами.
Дело в том, что у меня разноплановые ученики. Основной костяк – это школьники 8-11 классов. Однако, каждый год есть ученики помладше, которым требуется помощь с поступлением в физмат школы.
А это сезонная работа.
После прохождения вступительных испытаний, обычно остаётся ещё месяц-другой до конца учебного года. Подготовка к экзаменам уже не нужна, а укреплением школьной программы перед выходом в новую школу мы с учениками обычно занимаемся летом.
Об этом подробнее можно прочесть в статье «Самые уязвимые».
В таких ситуациях мы с родителями обсуждаем, стоит ли продолжать заниматься до конца учебного года. Ученики порой хотят отдохнуть после изнурительного поступательного ралли.
То есть у меня освобождается время для учеников, которым нужна срочная подготовка к ЕГЭ.
Ещё одна причина, из-за которой находится время для таких учеников, это особенность московских школ.
Второе полугодие в них полностью отдано ученикам на подготовку к экзаменам. Поэтому у них появляется возможность заниматься на рабочей неделе в первой половине дня.
Обычно у репетиторов это время свободно, поэтому даже у востребованных спецов может найтись окошко для занятий.
Конечно, работа по таким заказам отличается от случаев, когда до экзамена остаётся год или два.
Здесь нет времени на раскачку и знакомство.
Как такового собеседования я не провожу, отдельной диагностики тоже нет. Задача ясна, и она весьма типична.
Я просто прошу ученика написать заранее демо-вариант или один из вариантов прошлого года.
В начале первого занятия мы кратко разбираем, что получилось и не получилось. А после занятия 5-10 минут обсуждаем тактику подготовки в оставшееся до экзамена время и перечень того, что ещё нужно срочно сделать.
В прошлом году как раз было два схожих запроса «с 60 до 80 за два месяца». При этом оба ученика могли посещать занятия лишь один раз в неделю.
В первом случае ученик пришёл после провального школьного пробника. С первых занятий стало понятно, что он не знает критериев оформления второй части и теряет почти все баллы там («а что, разве нужно прописывать, что угол опирается на диаметр? Разве не очевидно, что он равен 90°, а потом использовалась теорема Пифагора?»). В первой части некоторые задачи он вообще пытался решить чуть ли не в уме, практически не записывая («да они там все элементарные!»), и стабильно в 3-4 задачах ошибался.
Моя работа состояла в том, чтобы всё-таки убедить его нормально решать первую часть и на примере прорешиваемых вариантов показать, где у него законно будут нули. Помимо этой работы мы делали упор на параметры и исследовательскую задачу.
В таких ситуациях, если удаётся справиться с самомнением ученика («разве эксперты такие тупые, что это им неочевидно?!»), то прогноз положительный.
Отмечу, что парень учился в матклассе топовой московской школы. Однако, их совсем не готовили к ЕГЭ, думая, что это ниже их достоинства.
Ситуация для элитных школ типичная: "Вы олимпиадники, поэтому должны поступать по БВИ. А ЕГЭ для плебса".
Этот парень, кстати, был победителем ММО в 9 классе. А дальше всё походы по олимпиадам были впустую. К ним ведь тоже нужно отдельно готовиться...
Второй случай: парень был полностью погружён в биологию, поэтому ему было особо не до математики.
Первая часть, тригонометрия и неравенство в целом есть.
Баллы терялись в нечётких рассуждениях второй части и сложных заданиях первой.
В оставшееся время занимались экономической задачей и пробовали решать варианты.
Однако, по факту основное ДЗ не делал, тренировочные варианты прорешивал через раз.
При таких вводных даже сохранить балл, который был у него на входе, было хорошим результатом. Итог – 68 баллов. Повышение связано в первую очередь с улучшением первой части. Какие-то баллы удалось зацепить в том же неравенстве и тригонометрии. Экономическая задача по нулям.
И ещё пара слов о подобных заказах.
Иногда сограждане путают божий дар с яичницей. Понятно, что проще купить марафон Блиновской, загадать своему ребёнку 100баллов и отпустить шарик в небо.
Если родители в это верят, то почему они удивляются, что их дети сами не хотят прикладывать усилия и учиться...
Почему-то именно в таких подснежных заказах родители выдают что-то вроде «моя дочь Скорпион, поэтому вы наверняка понимаете, что за проблемы у нас были с учёбой» или «мой сын Тиран в любом треугольнике Карпмана».
А от учеников можно услышать: "Да чо там готовиться, там же наверняка есть лайфхаки! Я в интернете видел!".
А зачем вам тогда репетитор? Вам нужен специалист по лайфхакам...
Также может быть опасной ситуация, когда обращаются родители, для которых такая подготовка за два месяца до экзамена это «вопрос жизни и смерти».
Почему репетиторам нужно быть особенно аккуратными в таких заказах – тема для отдельной статьи.
Ещё один негативный маркер: родители, даже в такой ситуации настаивают на бесплатном пробном уроке. Это значит, что они совсем оторваны от реальности...
Рисков в подобных заказах действительно много.
Поэтому учеников, которые ко мне обращаются за 2-3 месяца до экзамена, я стараюсь брать строго по сарафану.
Далее после первого урока и оплаты за него обсуждаю с родителями перспективы и уже по совокупности факторов принимаю решение, готов ли полноценно взяться за такую работу.
Иногда звоню или пишу тому, кто порекомендовал. Если говорят, что это хорошие люди и им действительно нужна помощь, то, конечно, стоит помочь.
Те, кто меня рекомендуют, должны чётко понимать, я в любом случае хоть как-то помогу. Либо взявшись за этой случай, либо показав какие материалы могут помочь, либо посоветовав курсы, либо честно сказав, что заявленная цель невозможна.
Но на сайтах-агрегаторах всё-таки немного другое отношение. Там родители в каждой второй заявке относятся к преподавателям, как к волшебникам, которые обязаны быстро превратить их деньги в дополнительные баллы на экзамене.
«Деньги есть, ума не надо, купим ум на стороне...»
Ну и наконец, поговорим про один неочевидный нюанс в таких заказах.
Если звёзды сходятся и за два месяца ученику удаётся резко поднять свои итоговые баллы, это может потом сыграть с ним злую шутку.
Такие ученики-подснежники потом верят, что можно не ходить в вуз (посещение-то почти свободное) и за пару дней усиленных занятий всё-таки подготовиться к экзамену.
«А что там будет трудного, ведь все билеты заранее известны».
Ведь если непонятно, репетитор всегда поможет... Ведь поможет, правда?
Вот и откладывают подготовку к вузовским зачётам и экзаменам до последнего момента. Забивая на все допуски и коллоквиумы. В надежде, что как и в школе «тройку-то точно поставят».
Но ученикам, которым удалось резко подготовиться к ЕГЭ в результате весеннего сверхусилия, бесполезно указывать на необходимость учёбы в течение семестра. Они слишком верят в свою исключительность. Верят, что эти правила для них не сработают.
Они надеются, что у них снова получится подготовиться к сессии чуть ли не в ночь перед экзаменом.
Поэтому репетиторы после ЕГЭ обычно говорят им не «прощай», а «до скорой встречи...»
3