Найти тему
Литрес

Время перемен через призму русской души: «Гроза» — цитаты из книги Александра Николаевича Островского

Александра Островского не просто так называют одним из величайших драматургов России, ведь именно он создал произведение, которое глубоко отражает русскую жизнь и душу. «Гроза» — не просто драма, это психологический портрет общества и его отдельных представителей, полных страстей, переживаний и трагедий. Ниже мы подготовили подборку лучших афоризмов и цитат из книги «Гроза» Александра Николаевича Островского», которые раскрывают мудрость и глубину мысли автор, его понимание человеческой природы и общества, которое оказалось в эпохе перемен. Каждая фраза из пьесы, прозвучавшая со сцены, до сих пор продолжает волновать и заставлять задумываться русского человека над смыслом своего существования.

Цитаты из пьесы «Гроза» Островского обладают сильным эмоциональным и смысловым зарядом, раскрывая глубокие внутренние конфликты героев и социальные проблемы того времени.

100. «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем».

99. «Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно».

98. «А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».

97. «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне — дна».

96. «— Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил! А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.
— Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак».

95. «Легко сказать – бросить! Тебе это, может быть, все равно; ты одну бросишь, а другую найдешь. А я не могу этого! Уж я коли полюбил…».

94. «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ.».

93. «Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься».

92. «Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду».

91. «Чужая душа потёмки».

90. «Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли».

89. «Нельзя, матушка, без греха: в миру живем».

88. «— А ведь ты, Катя, Тихона не любишь.
— Нет, как не любить! Мне жалко его очень.
— Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь.».

87. «Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы».

86. «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».

85. «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта. Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы».

84. «А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.».

83. «Знай свое дело – молчи, коли уж лучше ничего не умеешь».

82. «Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть».

81. «Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это».

80. «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем».

79. «Все в огне гореть будете неугасимом».

78. «Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь».

77. «Прощай! Дальние проводы — лишние слезы».

76. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!».

75. «Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю».

На уроке литературы дети часто разбирают пьесу Александра Островского. Учитель приводит цитаты «Грозы», чтобы каждый мог лучше понять характеры персонажей и ход их мыслей.

74. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра».

73. «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно».

72. «— Я умру скоро.
— Полно, что ты!
— Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то. Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю».

71. «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

70. «— Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь.
— Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

69. «Вам вот что доложу, ваше степенство: "И в рубище почтенна добродетель!"».

68. «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».

67. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то».

66. «Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?».

65. «Уж он и теперь поговаривает иногда: "У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!"».

64. «Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!».

63. «Больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им».

62. «А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам».

61. «То-то вот, надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было».

60. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?».

59. «Ведь от любви родители и строгито к вам бывают, от любви вас и бранятто, все думают добру научить».

58. «Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!».

57. «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится — любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «С полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору. Комета ли идет — не отвел бы глаз! красота! звезды-то уж пригляделись, всё одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь. Пойдемте, сударь!».

56. «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают, либо Богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят».

55. «Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать».

54. «Один грех за мной есть точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю».

53. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!».

52. «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали...».

51. «Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

Можно сказать, что Островский, «Гроза», цитаты — три вещи, которые раскрывают драму русского человека и его внутренний конфликт с миром. Эти фразы помогают ощутить атмосферу произведения и понять авторский замысел.

50. «Тебя не станет бояться, меня и подавно».

49. «Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели».

48. «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».

47. «Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось».

46. «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались».

45. «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает».

44. «И не привыкнете никогда, сударь... Жестокие нравы... в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

43. «Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься».

42. «Что смеетесь! Не радуйтесь! Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. Вон, вон куда красота-то ведет!».

41. «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

40. «Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный: людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на местото, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого».

39. «Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа».

38. «А горька неволя, ох как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы».

37. «Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ».

36. «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза!».

35. «Ночи.., ночи мне тяжелы! Все пойдут спать,и я пойду; всем ничего, а мне как в могилу».

Так страшно в потемках!».

34. «Честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать».

33. «Чего сама-то боится, тем и других пугает».

32. «Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться».

31. «—А вот умные люди замечают ,что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето или зима-то тянутся-тянутся, не дождешься ,когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались; а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается».

30. «Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля,не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!».

29. «Ведь эта беготня-то, матушка, что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперёд неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей не узнаёт, ему мерещится, что его манит некто; а придёт на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдёт в тоске».

28. «И не от воров они запираются,а чтоб люди не видали,как они своих домашних едят поедом да семью тиранят».

27. «Коли жалко, так не любишь».

26. «Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей».

Цитаты из «Грозы» Островского важны в наше время, потому что они поднимают вечные темы, такие как свобода личности, сила общественного мнения и конфликт между старым и новым.

25. «Куда прячешься, глупая! От бога-то не уйдешь!».

24. «Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить — то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты м какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать».

23. «Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев».

22. «Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить».

21. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!».

20. «Старый человек на ветер слова не скажет».

19. «Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут».

18. «Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!».

17. «Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать».

16. «Все в огне гореть будете неугасимом».

15. «Честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

14. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

13. «Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься».

12. «Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду».

11. «Вот тебе первая примета: как ты увидишь его, вся в лице переменишься».

10. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем. ... Уж ведь совсем убитый хожу, а тут еще дурь в голову лезет».

9. «А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят».

8. «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».

7. «Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли».

6. «Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут!».

5. «Нельзя, матушка, без греха: в миру живем».

4. «Молчи, коли уж лучше ничего не умеешь».

3. «Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю».

2. «Не очень-то нынче старших уважают».

1. «Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

В чем гениальность Грозы? Цитаты героев играют ключевую роль в раскрытии их характеров и внутренних конфликтов по задумке Островского. Например, знаменитая фраза Катерины «Я, как птица в клетке» показывает её стремление к свободе и отчаяние.

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-2