Примерно 4-5 тысяч лет назад был расцвет Шумерского царства. Оно являлось самой развитой цивилизацией. Технологии, государственность, накопленные знания в разных науках – всё указывало на качественный прогресс. Свидетельством этого стали ещё и артефакты, которые по своему качеству производства сложно воспроизвести даже сегодня. Диоритовые статуи являются тем самым доказательством высокого мастерства древних камнетёсов.
Дело в том, что диорит крайне сложно обработать. Это один из самых прочных материалов. Он не поддаётся воздействиям кислот и щелочей. Переносит влияние низких и высоких температур. Практически не разрушается многие тысячи лет. Эрозии ему нипочём. И возникает справедливый вопрос: с помощью чего тогда его обрабатывали, чтобы получились великолепные, не побоюсь этого слова, шедевры древнего искусства?
Прекрасным примером такого изделия является диоритовая скульптура шумерского царя Гудеа царства Лагаш. И если сама статуэтка по форме не вызывает больших вопросов у учёных, то детали головного убора и тем более надписи на одеянии правителя – настоящая загадка. Инструментов, позволяющих проводить такие тонкие работы по диориту, у древних мастеров не было. Они располагали медными инструментами, деревянными и в некоторых случаях каменными.
Когда речь идёт об изделии из диорита, то нужно подходить к вопросу очень осторожно. Посмотрите на головной убор. Он состоит из сотен идентичных друг другу фрагментов. Каждый из них исполнен в одинаковом стиле, а значит, методика их создания была настолько отточена мастером, что он не допустил ни одной погрешности. Что касаемо текста – то он вырезан с помощью какого-то очень прочного и чрезвычайно тонкого инструмента.
Диорит – это не песчаник или известняк. Его одновременно крайне трудно обработать, но он также может треснуть при превышающем допустимое значение давлении. То есть ручная работа с этим материалом требует серьёзной подготовки, отточенного мастерства, чёткой технологии, специального инструментария и долгих лет терпения. Именно лет. Исследователи предположили, что данную скульптуру могли создавать до 15 лет!
Из тех инструментов, что найдены археологами, складывается ясная картина – справиться с такой работой мастер был не в состоянии. Либо это делали не шумеры, а кто-то ещё, либо мы ничего не знаем о возможностях и инструментах того времени. А что ещё более удивительно, так это то, что подобных скульптур в разных культурах древнего мира масса. Египет, Индия, Южная и Центральна Америка, Северная Африка, Месопотамия. Значит, древние мастера были не такими уж и примитивными, как принято считать.