И все это назвали: «финисаж». Галерея современного искусства «Красный Мост» в Вологде торжественно, с лекцией, сходкой художников-керамистов закрыла необычную, в чем-то провокационную выставку.
Первая Всероссийская выставка керамики «Свобода формы». Что это?
Зрителю показали то, что можно создать из самых пластичных в мире натуральных скульптурных материалов - глины, шамота, фарфора.
- Идея кураторов выставки достаточно проста: показать современную русскую керамику, начав с того, чтобы отдать дань почтения керамике ремесленной, традициям русского декоративно-прикладного искусства, объяснить и обосновать интерес современных художников и ремесленников к высокотемпературным дровяным обжигам и, заканчивая концептуальными экспериментами, объектами, скульптурой, инсталляциями, перформансами и текстами молодых авторов, - считает директор галереи современного искусства «Красный мост», магистр искусствоведения, куратор Яна Шемякова.
А вот Иван Беляев - художник, мыслитель, педагог, участник всероссийских и международных выставок грустит:
- Керамика в массовом сознании по-прежнему остается материалом, принадлежащим почти исключительно полю декоративно-прикладного искусства. Наша задача, как кураторов, в том, чтобы со всем уважением к представителям разных художественных направлений, показать широкой аудитории многообразие содержания и форм работы с керамикой и глиной. К этому в ходе исторического развития и переосмысления пришли художники в России сегодня, как в техническом, так и в концептуальном отношении.
Оказывается, жанр керамики нельзя путать с гончарным искусством. Художники всегда обижаются на это. Керамика существует тысячи лет и кажется очень доступной и простой. Но это – обманчивая простота, считают мастера и искусствоведы. Только спустя десятки лет настоящий мастер-керамист находит свой путь и стиль в мире настоящего искусства, не потеряет лицо через упорный труд и поймет сам себя и мир вокруг.
Отбор строгой конкурсной комиссии прошли более сотни художников-керамистов от Калининграда до Владивостовка. 70 художников прошли отборочный тур, за два месяца вернисаж посетили более тысячи человек. Для небольшой галереи это много.
Насладившаяся выставкой и беседой публика покинула галерею чуть более просвещенной в области истории искусства, нежели зашла.
От себя добавим, что полгода назад галерея «Красный мост» из частной превратилась в муниципальную. Владелец передал объект городу с коллекцией более чем в тысячу единиц произведений современного изобразительного искусства.
Татьяна Охотникова