Найти тему
ГК AltegroSky

Борьба за рынок прямой спутниковой связи

Долгое время спутниковая телефонная связь существовала в виде специализированных устройств, таких как спутниковые телефоны Iridium/Turaya или спутниковый коммуникатор Garmin. Современные спутниковые технологии позволяют обеспечить прямую связь немодифицированных абонентских устройств со спутниками на орбите (D2D или DTC), которую планируется широко внедрить в ближайшем будущем. Одним из лидеров в этой области является Starlink Илона Маска, который все чаще запускает спутники, способные обеспечить связь D2D/DTC.

Starlink уже получил большое число пользователей и активно расширяет свою абонентскую базу. Компания планирует расширить свои услуги на крупные рынки, такие как Индия и Турция. Недавно услуги сети стали доступны на отдаленных островах Индонезии и Республики Фиджи.

Однако Starlink сталкивается с проблемами. Так компания Omnispace утверждает, что испытания SpaceX создали помехи для их спутника OMNI-F2. Компания предоставила Федеральной комиссии по связи (FCC) подробные диаграммы измерений сигнала по результатам своих наблюдений, проведенных в январе 2024 года. SpaceX отрицает эти обвинения, указывая на отсутствие доказательств предоставления услуг данным спутником, поскольку Omnispace планирует начать предоставление своих услуг в 2026 году. В заявлении Omnispace отмечается, что если бы услуга Direct-to-Cellular компании SpaceX была развернута в больших масштабах, совокупные помехи от сотен спутников D2D/DTC «были бы в сотни раз больше уровней, наблюдавшихся в ходе этого теста, и сделали бы этот диапазон непригодным для использования другими операторами MSS на больших территориях земного шара» .SpaceX, в свою очередь, утверждает, что использует спектр без риска помех.

Starlink придется делить рынок с компанией AST Space Mobile. В настоящее время на орбите находится только один спутник, который является тестовым прототипом для запланированной глобальной спутниковой службы «прямой связи с сотовой связью». Компания планирует запускать партиями по пять аппаратов, начиная с этого лета, и продолжить запуск в течение 2024 и 2025 годов.

AST прогнозирует, что со временем она будет подключать значительную часть целевой глобальной аудитории в 2 миллиарда владельцев смартфонов. Они нацелены на 121 миллион клиентов, что составляет около 10% всех клиентов телекоммуникационных операторов. Некоторые наблюдатели выражают скепсис относительно этих целей, но отчеты инвестиционных банков Morgan Stanley и Deutsche Bank предполагают возможность привлечения десятков миллионов пользователей и впечатляющей стоимости акций в $100 к 2026 году.

Акции AST резко выросли после новостей о том, что Verizon инвестирует $100 млн в компанию. С учетом того, что в нее вошли AT&T и Verizon, инвесторы считают, что AST уверенно движется к успеху. Это вызвало значительный рост интереса акционеров к AST, и стоимость акций компании выросла.

Еще один будущий участник этого рынка - Amazon со своим проектом Project Kuiper. Проект развертывания на низкой орбите 3232 широкополосных спутников достиг "финальной вехи" в разработке прототипов и готовится к запуску первой партии промышленных спутников. Компания также увеличивает производственные мощности и набирает новых сотрудников, чтобы начать развертывание группировки в текущем полугодии. Amazon подала заявку на получение лицензии на использование спутниковых антенн на движущихся транспортных средствах по всей территории США и в международных водах. Компания планирует запустить бета-версию своего сервиса к концу 2024 года, предоставив потенциальную альтернативу Starlink для потребителей, предприятий и правительств.

Кроме AST, есть и другие потенциальные поставщики DTC, такие как Apple и Globalstar. Вопрос о том, станет ли это прибыльным рынком и какие компании станут доминировать в этой области, остается открытым.