Морозовы — одна из самых знаменитых династий предпринимателей, меценатов и благотворителей Москвы.
Знаменитая московская династия зародилась благодаря богатому приданому. Савва Морозов, уроженец Московской губернии, был простым крепостным крестьянином. В 1797 году он женился на дочери красильщика. Дочь у мастера была единственным ребёнком. Так что мастер не пожалел средств на приданое любимой дочери.
Зять, Савва Морозов доставшееся богатство не промотал, не пропил. Вложил всё до копеечки в небольшую шелкоткацкую мануфактуру. К 1811 году Савва Морозов был обладателем крупного производства, где работали 20 наёмных работников на 10 станках.
Дело у предприимчивого крепостного пошло в гору. Вскоре он выкупил себя, свою семью. Заплатил аж 17 тысяч рублей. Баснословная на то время сумма.
1838 год. Морозов открывает Никольскую прядильную и ткацкую фабрику. Но здоровье уже не то. С сожалением Савва вынужден был отойти от дел. Уступить сыновьям, которые вовсе были не против продолжить дело отца.
Самый младший, Тимофей, стал вкладываться в землю. В 1871 году он становиться главой самого лучшего, оснащенного современным оборудованием, текстильного предприятия в России - торгового дома "Саввы Морозова сын и К". Прибыль от фабрики составляла несколько миллионов в год.
Внук Саввы Морозова, Савва, названный в честь деда, получил блестящее образование. Окончил сначала физико-математический факультет Московского университета, а затем продолжил обучение в Кембридже.
Именно он, подавая всем пример, с целью улучшения условий труда своих рабочих, модернизировал производство. Сократил рабочий день до 9 часов. Учредил пособия для беременных работниц. Строил благоустроенные дома для своих рабочих. Организовал ясли для детей.
Все эти меры позволили Савве Морозову наладить высокоэффективное производство. К 1905 году промышленник обладал неслыханным по тем временам капиталом в 2,5 миллиона царских рублей.
"Работаю, значит — существую. Для меня вполне очевидно, что только работа обогащает, расширяет, организует мир и мое сознание...", - Савва Тимофеевич Морозов
Весьма крупные суммы шли на благотворительность. Достаточно упомянуть футбольный клуб в Орехове-Зуеве, МХТ, музей кустарей в подмосковном селе Голицыно.
Придерживаясь либеральных взглядов, Савва Морозов поддерживал отношения с лидерами либерального движения. В его особняке проходили нелегальные заседания земцев-конституционалистов. Представитель буржуазии, которую ненавидели революционеры всех мастей, финансировал... «Искру», нелегальную газету, основанную Владимиром Ульяновым (Лениным).
Это казалось странным для семьи промышленника. Родственники после консультаций с лечащими врачами богача, добились его отстранения от дел (официальная версия - нервное расстройство). Впрочем, Савва Тимофеевич особо не сопротивлялся.
В мае 1905 года супруга Саввы Морозова сопровождала мужа в Канны. Промышленнику понадобилось лечение после длительной депрессии. Но уже 13 мая там же в Каннах его нашли мёртвым в гостиничном номере. Грудь его была прострелена. Рядом с телом лежала записка, в которой рукой Саввы было написано: «В смерти моей прошу никого не винить».
После октября 1917 года жизнь Морозовых сложилась по-разному: некоторые потомки иммигрировали (Николай Давидович, Сергей Тимофеевич, Петр Арсеньевич и другие), но большинство осталось на Родине, где их ожидало время испытаний и утрат.
Все предприятия Морозовых были национализированы.
Династия Морозовых внесла неоценимый вклад в развитие не только текстильной промышленности страны, но и в культуру дореволюционной России и в то, что мощное купеческое наследие дошло и до нас.
Информация из открытых источников.