В 1930-х гг. в советском музееведении преимущественное внимание уделялось просветительской работе. Перед музеями были поставлены следующие задачи: активно помогать школе в деле коммунистического воспитания учащихся, содействовать учащимся в «наиболее углубленном и прочном усвоении ими основ наук в соответствии с учебными программами», развернуть «внешкольную работу с учащимися по изучению социалистической родины с привлечением к этой работе актива и учителей»; создать «необходимые условия для развития самодеятельности учащихся и содействия росту их творческих способностей»; помогать «школе и учителю в реализации указаний партии и правительства о повышении наглядности и конкретности преподавания».
Е.П. Ожиганова была настоящим энтузиастом пропаганды натуралистических знаний. В музей Елизавета Прокопьевна пришла в зрелом возрасте, в 58 лет, имея большой жизненный и профессиональный опыт.
Ожиганова (в девичестве Великанова) Елизавета Прокопьевна (1880 (1881?)–1956), заведующая отделом природы Нижнетагильского краеведческого музея с 1938-го по нач.1950-х гг., по материнской линии происходила из рода Худояровых, была внучкой Исаака Федоровича Худоярова, представителя знаменитой династии тагильских художников и мастеров лаковой росписи. Она родилась в семье личного почетного гражданина, смотрителя горы Высокой Прокопия Васильевича Великанова (1842–1908). Ее мать Елена Исааковна Великанова, в девичестве Худоярова (1844–1933), окончила церковно-приходскую школу и с детских лет принимала участие в росписи подносов и других лаковых изделий. Елизавета Прокопьевна окончила Анатольевское женское училище в Нижнем Тагиле, получила аттестат домашней учительницы.
Деньги для дальнейшей учебы Елизавета собрала, давая частные уроки, затем поехала учиться в Петербург на Высшие естественно-педагогические курсы П.Ф. Лесгафта. По окончании курсов она учительствовала в начальной школе. Вышла замуж за экономиста Николая Артемьевича Ожиганова (1876–1938) и родила сына. Впоследствии работала учительницей начальных классов, а также преподавала биологию. Затем шесть лет работала в медицинском техникуме. В 1938 году Елизавета Прокопьевна пришла в Нижнетагильский краеведческий музей зав. отделом природы и организовала кружок юных натуралистов. Его цель заключалась в обучении юннатов навыкам самостоятельной работы и наблюдения за живой природой.
Темы работы кружка юннатов:
1. Капля стоячей воды под микроскопом.
2. Посевы и выращивание цветов.
3. Высадка и ухаживание за клумбой.
4. Собирание семян фруктовых деревьев.
5. Вегетативное размножение растений.
6. Прививка фруктовых деревьев.
7. Определение собранных объектов.
8. Подготовка ко Дню птиц.
9. Посещение сада мичуринцев.
10. Беседы о сезонных явлениях природы.
Работа кружка носила сезонный характер – например, в кружке юннатов зимой делали доклады о жизни животных, птиц, растений, проводили беседы и экскурсии «Гербаризация растений», «Коллекционирование насекомых», «Наблюдение за птицами». Весной, летом и осенью кружковая работа переходила на полевые формы деятельности. Базой для работ кружка служили южные окна (подоконники) музея краеведения. Клумбы устраивали перед восточным фасадом здания музея. Местом для сбора материала и обследования являлся городской сад. Члены кружка должны были вести дневники и метеорологические наблюдения.
Елизавета Прокопьевна разработала маршруты экскурсий по окрестностям Тагила: на гору Медведь Камень, гору Голый Камень, гору Высокую и овощной совхоз под Голым Камнем, проводила походы «в природу с целью изучения природных ландшафтов местного края» и исследовательские экскурсии по сбору растений, насекомых и животных местного края. Это были не просто походы – ребята собирали образцы пород горы Высокой, ходили в лес за лекарственными растениями. В течение 1941 г. Е.П. Ожиганова работала с кружком «юных геологов», организовала «геопоходы» на Белую и Высокую горы, участвовала в составлении маршрута экскурсии по реке Тагил для отдельных групп учащихся. Проведение таких походов–экскурсий Елизавета Прокопьевна намечала в больших масштабах, но осуществить удавалось не все. В мае – июле 1941 г. она провела три похода «в природу с целью изучения природных ландшафтов местного края» и три экскурсии (инструктивно-методического характера) по сбору растений, насекомых и животных местного края. Лето 1943 г. было дождливым, а в 1944 г. родители запретили детям ходить в походы, жалея силы детей, питание ребят было ограниченным, да и обувь была плохая.
В 1942 и 1943 гг. в тагильском музее прошли городские сельскохозяйственные выставки, организатором которых была Елизавета Прокопьевна Ожиганова. Они пользовались большим успехом.
В годы войны лекарств не хватало, поэтому огромное значение имел сбор лекарственных растений. В военные годы были организованы исследовательские экспедиции с целью поисков полезных, дикорастущих, съедобных и лекарственных трав. Елизавета Прокопьевна Ожиганова искала места произрастания лекарственных трав, сообщала об этом в Аптекоуправление. В 1944 г. был найден уральский горицвет, определена зона его распространение, образец сдан в Аптекоуправление, обнаружены места произрастания валерьяны и белены, об их распространении сообщили аптекам 1-й и 2-й советских больниц. Е.П. Ожиганова занималась гербаризацией растений, а затем делала выставки-передвижки в аптеках.
Раненым и больным воинам Красной Армии, находящимся на лечении в тагильских госпиталях, очень нравились лекции Е.П. Ожигановой «Образование уральских гор», «Минеральное сырье Нижнего Тагила», «Мичурин и мичуринское дело в Тагиле», а также ряд естественно-исторических лекций, которых она за три года (с 1943 по 1946 гг.) прочитала более 150. Свои лекции она всегда пополняла последними достижениями науки. Она писала: «Люблю краткий, образный язык, доходчивый до слушателя, ищу доказательств затрагивающих слушателя. Часто эти доказательства дает мне аудитория, подтверждая своими яркими примерами из народного быта. Овладев вниманием аудитории и получив отклик, благодарность без вызова на это – бываю очень рада, живу своим успехом. Таким образом, я являюсь пропагандистом-лектором, по существу, популяризатором науки. Эта работа дает мне содержание и интерес к жизни. Пожалуй, на научную работу я уже стара (мне 63 года), или просто мне не достает на нее сил, энергии, хотя она необычайно интересна». В 1944 – 1951 гг. Елизавета Прокопьевна активно участвовала в работе тагильской секции краеведов, в 1946 г. подготовила и прочитала доклад «История изучения природы Тагильского края за 175 лет».
Е.П. Ожиганова любила выращивать овощи, яблоки, ягоды, подкрепляя свой опыт знаниями лучших агрономов. Увлекаясь сама, она увлекала других – читала лекцию «Культура картофеля и овощей» и вела консультации по выращиванию овощей. Заведующая отделом природы Е.П. Ожиганова вошла в состав музейно-краеведческого совета, созданного в 1943 г. и при котором действовали биологическая и историческая секция.
При музее с 1939 г. работала секция мичуринцев. Секция состояла из 40 человек, мичуринцы распространяли саженцы, семена, рассаду и обучали приемам передовой агротехники. Овощи и фрукты значительно пополняли скудный стол тагильчан. На сельскохозяйственной выставке осенью 1943 г. был организован кружок юных мичуринцев, который проработал до весны 1944 г. Весной члены кружка посадили яблони и другие плодово-ягодные растения в своих садах и пришкольных участках. Для школ, которые не имели микроскопа и для преподавателей, которые не умели им пользоваться, раз в неделю в отделе природы устраивались занятия для работы с микроскопом. Открывшийся в 1944 г. индустриальный институт получил в дар от музея коллекцию минералов в количестве 200 экземпляров и копии чертежей разрезов горы Высокой.
Елизавета Прокопьевна Ожиганова проработала в Нижнетагильском краеведческом музее с 1938 г. до начала 1950-х гг. Она внесла большой вклад в развитие музейного дела, в становление кружковой работы. Занималась с кружками юных натуралистов, юных мичуринцев, юных геологов, разрабатывала маршруты и организовывала походы и экскурсии по сбору растений, лекарственных трав, насекомых и животных местного края, строила сельскохозяйственные выставки, проводила лекции. Была настоящим энтузиастом пропаганды природоведческих знаний.
Татьяна Владимировна Смирнова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»