Найти тему
Беспечный Едок

Литературная срЕДА: Буйабес

Из Парижа до Тулона добрались благополучно. Дядя Петя отважно взялся довезти всю команду из четырёх детей, и успешно справился с задачей. И только на тулонском вокзале он оплошал. Не сторговавшись заранее, нанял извозчика, а тот на месте уже заломил немыслимую цену.

Не выдержав, дядя посетовал, что в Париже втрое дешевле. На что наглый извозчик ответил: «В Париже? Хо! Зато у нас есть буйабес!»

Сегодня в рубрике «Литературная срЕДА» рассказ Саши Чёрного «Буйабес». Читали?

Герои долго гадали, что же такое этот «буйабес», позволяющий черноусому извозчику драть втридорога с путешественников.

Слово приятное, что и говорить… Но что оно значит, даже дядя Петя не знал, даром что когда-то ветеринарный институт окончил и имена всех жуков на свете знал.

Может быть, это тулонская наклонная башня? – предположила Надюша. Почему бы Тулону не иметь свою архитектурную достопримечательность? Старшая, Катенька решила, что буйабес – это тулонское матросское ругательство. Ведь кучер был нахал, а приморских городах кучера ругаются как матросы. А мальчишки даже поссорились из-за буйабеса. Гриша утверждал, что так называется местный бой быков, и он даже афишу видел с «быкадором», у которого на груди было написано «буйабес». А Савва сказал, что никакой афиши не было и в доказательство щёлкнул Гришу фотоаппаратом по голове.

И только в провансальском рыбачьем посёлке они узнали всю правду о буйабесе.

У синего залива старый рыбак варил рыбную похлёбку, заправленную... «чем только не заправленную!» И называлась эта похлёбка буйабес.

Суп Буйабес в кафе-магазине «Моремания» на Житной
Суп Буйабес в кафе-магазине «Моремания» на Житной

Скажете, эка невидаль – французская уха. Нашёл чем извозчик хвастать! Однако за этим буйабесом специально приезжали американцы на зелёном автомобиле, а знакомый инженер говорил, что это не блюдо, а «Лунная соната».

К сожалению, детям не разрешили попробовать буйабес – слишком пряно. Для убедительности запрета отец сказал, что в похлёбку кладут каких-то морских тараканов, ежей и головастиков, что категорически противопоказано для детского организма.

Но внук рыбака, маленький загорелый Пьер, которому очень нравилась Надя, однажды открыл ей страшный секрет: никаких головастиков, никаких морских ежей в буйабесе нет. И если она поклянётся, что никогда не будет на их побережье варить буйабес для американцев (мальчик очень переживал, что дедушка прогорит), то он готов поделиться рецептом.

Надя поклялась, и Пьер, сидя верхом на старой опрокинутой лодке, все ей рассказал, как умел.
– В «буйабесе» главное – красная рыба… Колючая морда, выпученные глаза, красно-серая чешуя, красные плавники и хвостик. Для навара, чтобы крепче морем пахло, подбавь маленьких крабов, мулей, белых ракушек, креветок, маленьких осьминогов… Дедушка стар, плохо видит, он иногда и морскую звезду в котел бухнет, а раз мне целлулоидного дельфина знакомая девочка подарила, так он и дельфина сварил. Приправа – лавровый лист, шафран, чеснок, перец, лук, соль… Ты девочка, что ж тебе объяснять… Всего восемнадцать специй. Вышей дедушке еще одну закладку, он тебе сам все расскажет. А шафран продают в аптеке, в пакетиках – порошком. На каждого американца – по одному пакетику. Полчаса кипит, полчаса через край бежит, полчаса дедушка трубку прочищает. Поняла?

Долго ли коротко ли, дети решили приготовить запретную похлёбку. С миру по нитке набрали нужных ингредиентов, а потом принялись кашеварить. Конечно же, не всё они сделали как следует.

Замучившись готовить эту гастрономическую «Лунную сонату», сняли ведро с огня и вчетвером понесли угощать родителей и дядю Петю.

Попробовав, дядя Петя сказал:

– Амброзия! По настоящему рецепту в «буйабес» для навара еще парочку резиновых каблуков кладут… В следующий раз, когда будете варить, возьмите у меня в ночном столике.
И трудно было понять, серьезно он это говорил или только так… дразнился.

Саша Чёрный. Буйабес (1926).

Ставь лайк и подписывайся на блог «Беспечный Едок»! Здесь я рассказываю о еде и других признаках жизни. Впереди ещё много вкусного и интересного!