Найти в Дзене

Злость на ребёнка. 5 вопросов, которые помогают стать терпеливее

Оглавление
Мама срывается на ребёнке. Фото из Интернета
Мама срывается на ребёнке. Фото из Интернета

Каждый родитель желает, чтобы его воспитательные действия были эффективными и имели непосредственное влияние на своего ребёнка. Он полагает, что сила родительского авторитета заключается в том, что если он говорит: «делай так» или «не делай так», то это должно автоматически исполняться, потому, что он «главный», а ребёнок от него полностью зависим. Однако, как великолепно знают на собственном опыте родители, дети не такие покорные и иногда могут быть очень упрямыми. Особенно это касается обстоятельств, когда ребенок начинает сопротивляться благим намерениям родителя и говорить «нет». В этот момент не у всех хватает терпения и ответные негативные реакции не заставляют себя долго ждать.

Чем больше таких эпизодов, тем быстрее становятся взвинченными родители, которые и так перегружены всевозможными стрессовыми ситуациями.

5 практических вопросов, которые снижают накал возмущения

Что я сам чувствовал бы на месте своего ребёнка?

Большой соблазн видеть в ребёнке уже «взрослого» создаёт иллюзию, что он уже должен видеть вещи именно так, как видит их сам родитель, быть так же мотивированным пр.

Попытка взглянуть на ситуацию глазами ребёнка — это первый шаг на пути поиска возможности побудить его к реальному сотрудничеству. Посмотрите, может быть он устал? Может быть он так увлечён своими кубиками, что весь его интерес только там? Не боится ли он чего-либо, что может быть связано с выполнением вашей просьбы? (Не все свои страхи дети озвучивают родителям, часть из них оказываются даже не до конца вербализуемы)

Если вы на самом деле поняли состояние ребёнка и дали ему об этом ясный сигнал, то он сможет легче перейти из режима конфронтации в режим кооперации.

Что на самом деле под силу моему ребёнку?

Взгляд родителя на своего ребёнка по умолчанию всегда предвзятый и это нормально. Однако спросите себя: «Не слишком ли вы завышаете ваши ожидания?» Способен ли ребёнок физически выполнить то, что вы от него ждёте? Ребёнок не муравей и у него запас физической силы для поступательного выполнения действий крайне ограничен. Он может быстро уставать, когда у него пропадает к чему-то интерес, в отличие от взрослого, который добирает дефицит интереса силой воли, ответственностью, виной и пр.

Способен ли он до конца вас понять? Он правильно понимает расставленные в речи акценты? Помните, что ребёнок больше ориентирован на невербальные сигналы передачи информации, чем на осмысленную речь с особыми средствами «художественного» выражения. Нет ли противоречия в том, что вы говорите словами и тем, как вы себя при этом ведёте? Доступен ли в полной мере ребёнку смысл слов, которыми вы пользуетесь?

Примите во внимание, что каждый ребёнок своеобразен и развивается по своему индивидуальному графику, в соответствии с его задатками, способностями и эпигенетический программой развития. Если характерологические особенности вашего ребёнка вызывают у вас вопросы — обратитесь для этого за разъяснениями к соответствующему специалисту, например, детскому психологу. Психодиагностика располагает большим арсеналом методов, которые помогут прояснить, что на самом деле происходит.

Научил ли я своего ребёнка делать то, о чем прошу?

Очень хочется, чтобы ребёнок сам всему научился, как бы по умолчанию. Однако многое из того, что родителям кажется само собой разумеющееся, для ребёнка остается не до конца ясным делом в плане исполнения. Это относится, в первую очередь, к гигиеническим процедурам. На удивление многих родителей бывает так, что вопреки их представлениям, ребёнок не имеет правильного понимания о том, как самому использовать туалетную бумагу. От этого возникают порой очень занятные казусы…

Посмотрите, освоили ли вы вместе каждый шаг, уверены ли вы, что ребёнок знает, что и как ему нужно делать? Если ответ будет «нет», то найдите время для того, чтобы научить, например, чистить зубы, и только потом просите сделать это самостоятельно. Возможно, вам придётся что-то показать на собственном примере или сделать это вместе. Помните, чтобы что-то действительно усвоилось, одной единственной демонстрации может оказаться недостаточно. Запаситесь терпением!

Сколько заданий может выполнить мой ребёнок?

Дефицит времени подталкивает вас к тому, чтобы нагружать ребёнка одновременно массой «необходимых» заданий: одеться, выключить телевизор, убрать игрушки пр. Смог ли ребенок все это запомнить? (Речь идёт не понимании сути задания, а о том, насколько он способен прямо сейчас все это выполнить) В какой последовательности он должен это осуществить? Сможет ли он реально переходить от операции к операции не отвлекаясь на посторонние вещи?

Если вы не уверены — проясните его актуальные возможности. Начните с одного задания и проконтролируйте его исполнение, затем дайте два, а позже — три и т.д. Вам станет понятен объём оперативной памяти ребёнка по исполнению поручений, который, как правило, далёк от того, чего хочется родителям.

Являюсь ли я хорошей ролевой моделью для своего ребёнка?

Вы просите ребёнка следить за гигиеной, но видел ли он вас самих часто чистящими зубы? Как вы сами моете руки? Так же часто, как просите ребёнка? Если нет, то помните, что ребёнок, прежде всего, копирует вас, ВЫ являетесь для него основным примером для подражания. Демонстрируйте сами то, чему пытаетесь научить и что воспитать!


Автор материала:
Сипягин Дмитрий Вячеславович, психолог-психотерапевт, кандидат психологических наук. Подробнее…

Индивидуальная психологическая помощь с высоким рейтингом качества ⭐️⭐️⭐️⭐️⭐️

Сипягин Дмитрий Вячеславович, психолог-психотерапевт, учёный, судебный эксперт. Высшее психологическое образование МГУ, МГППУ, канд. психол. наук. Профессиональная практическая психология. Более 20 лет опыта