"Пушкин занимался спекуляцией дефицитной бумаги и хорошо на этом зарабатывал!" - утверждает комментатор, искренне считая, что озвученное им - это факты. А еще он уверен, что отец Натальи Гончаровой владел Полотняным Заводом. И это тоже факт.
Начну по порядку. После очередного комментария, я написала статью, в которой буквально разжевала ответ на вопрос "почему":
Посыпались комментарии из серии "В огороде бузина, в Полотняном Заводе бумага, дети Пушкина от царя".
Получается, что когда поэт на глазах у московского дворянства бежал за каретой Гончаровых (об этом я писала здесь), это он за бумагой гнался? Ах, ш е л ь м е ц меркантильный!
Следующий пункт. Кто владел Полотняным Заводом? Дворец, построенный в XVIII веке, на фото ниже:
Раньше, прямо впритык к дому Гончаровых, располагалась фабрика (сейчас осталась одна стена). Фабрика в другом здании сейчас, бумагу до сих пор производят. Будете тетрадки покупать к 1 сентября, посмотрите на производителя.
При жизни Пушкина, который мечтал ("Кабы Заводы были мои!" - писал жене), майорат Полотняный Завод принадлежал деду Натальи Николаевны Пушкиной, Афанасию Николаевичу.
Отец Натали несколько лет, еще до 1812 года, управлял Заводами и даже получил от императора награду. Дедушка занимался тем, что транжирил деньги. На этой почве между Афанасием Николаевичем и его единственным сыном Николаем произошел не просто конфликт, а семейная драма. Которая и привела к тому, что отец Натали начал с п и в а т ь с я.
Затем Николай Афанасьевич стал очень религиозен и жил себе спокойно во флигеле московского дома Гончаровых.
Деда-транжиры не стало в 1832 году, он успел стать прадедушкой Маши Пушкиной и от души повеселиться, оставив своим 6 внукам 1.5 миллиона долга и затянувшиеся судебные процессы из-за земли.
Речи о том, чтобы отец получил в наследство майорат, не было. В права наследования вступил старший внук, Дмитрий Николаевич Гончаров, которому в 1832 году было 24 года:
Все финансовые вопросы братья и сестры Гончаровы решали с ним, как с главой семьи. Его не стало в 1860 году. Далее управление фабриками и имением перешло к следующему по старшинству брату - Ивану. По крайней мере, жившая за границей Александра Николаевна Гончарова (в замужестве баронесса Фризенгоф) с ним решала денежные вопросы.
Почему майорат перешел к Ивану? Не знаю. Могу только предположить, что он временно управлял, так как старший сын Дмитрия в 1860 году был еще несовершеннолетним.
В этом вопросе (старший сын Д.Н. Гончарова) даже у пушкинистов возникает путаница с датами. Первенец Дмитрия (1838 г.р.), названный в честь отца, отправился к праотцам. Следующего сына тоже назвали Дмитрием. В 1860 году он подросток еще.
Дмитрий Дмитриевич-младший №2 и владел до конца своих дней родовым имением, затем оно досталось его несовершеннолетним детям (распоряжались опекуны), а потом 1917 год... О чем можно узнать частично из книги "Полотняный Завод", выпущенной в 1970 году.
Отец Натали Пушкиной майоратом никогда не владел!
Следующее. Насчет "бизнеса" Пушкина на бумаге Полотняного Завода.
Есть одно письмо Н.Н.Пушкиной, в котором предлагается Дмитрию Николаевичу Гончарову поставить поэту бумагу для выпускаемого в 1836 году журнала "Современник". Не бесплатно, а вместо денег, которые брат платил своим сестрам в качестве содержания. 4500 рублей в год получала Екатерина и столько же Александра Гончарова.
Про то, что свояченицы Пушкина жили в его доме не нахлебницами, я уже писала, и данную статью у меня разворовали в космических масштабах:
100% людей считают, что если Наталья Николаевна предложила (с согласия сестер и мужа) брату бартер: бумага вместо 9000 рублей в год, то так всё и было.
Однако в документах Пушкина нет никакой информации о полученной им бумаге, выпущенной в Полотняном Заводе. Зато есть сведения о других сделках о поставке бумаги для "Современника".
Нет никакой информации и о поставках бумаги Пушкину в архиве Гончаровых. Письма братьев (Дмитрия, Ивана и Сергея), а также их матери к Натали, Александре и Екатерине вообще никто не изучал и не переводил. Поэтому ответа Дмитрия на предложение о бартере нет в поле зрения пушкинистов.
Зато точные ответы на все вопросы есть в у комментаторов на Дзене.
В России не только каждая кухарка может управлять государством, но и каждый с доступом в Интернет - знатный пушкинист.
Все точно знают еще со школы, что Пушкин дал теще на приданое 11 тысяч рублей? И со школы все выучили, что бяки Гончаровы долг так и не вернули. Простое изучение архивов Пушкина дает другой ответ:
Нравится это ценителям поэзии и прозы русского гения, не нравится... Пушкин был неважным бизнесменом.
1. "Современник", который он затеял ради 80 тысяч рублей в год чистого дохода, оказался убыточным. БОльшую часть тиража не смогли продать. После 1837 года, чтобы не платить за хранение стопок журнала деньги, "Опека над детьми Пушкина" постановила журналы сжечь.
2. Статую Екатерины II, которую Пушкин вызвался продать в Петербурге, он продал за копейки.
3. Пушкин способен за вечер (летом 1834 года) проиграть 20 тысяч казенных денег, полученных на издание своего произведения от царя... Покаяться перед императором и получить еще раз 20 тысяч. А произведение, которое он на эти деньги напечатал, тоже не оказалось бестселлером. Т.е. на книге писатель не заработал, а за вечер умудрился создать себе долг в 40 тысяч рублей при жалованье 5 тысяч в год.
Зато в умах у некоторых (см. скриншот выше) - Пушкин супербизнесмен. Прямо спекулянт какой-то: брал дефицит по себестоимости, перепродавал с наценкой.
А брат Натали Дмитрий - кто? л о х? Он так до конца своих дней и не смог выплатить миллионные долги деда-транжиры.
Подборка статей о Гончаровых:
О приданом Натали:
P.S. Пока печатала эту статью, комментарий про бизнес Пушкина на бумаге Гончаровых уже 5-й человек лайкнул. Супер! Кто еще верит, что Пушкин женился на юной красавице ради перепродажи бумаги?