Найти в Дзене
Друг для друга Курск

Лихие 90-е: Курск захлестнула волна подростковой и молодежной преступности

Оглавление

Еженедельник «Друг для друга» и объединенная пресс-служба судебной системы региона продолжают публиковать материалы, основанные на уголовных делах, которые рассматривались в Курском областном суде в разное время. В этот раз мы выбрали дело 1991 года, доставившее немало хлопот милиционерам и показавшее размах подростковой преступности в городе Курске.

Финский костюм

«Прошу Вас принять меры розыска похищенного у меня спортивного костюма красного цвета, производства Финляндии, стоимостью 400 рублей, и лиц, похитивших его», – с таким заявлением 22 сентября 1991 года обратилась к начальнику Ленинского РОВД Курска жительница одной из многоэтажек на проспекте Энтузиастов. В тот же день было возбуждено уголовное дело.

Правоохранителям не потребовалось много времени и не составило большого труда выйти на след 15-летнего Жени Котова (здесь и далее все имена изменены), ученика 9-го класса школы. Во время кражи его видели и запомнили.

«Учился неохотно, часто по поводу успеваемости приглашали в школу родителей. В классе, где он учился, было много трудных детей, были конфликтные ситуации, в которых он всегда был подстрекателем. Самостоятельностью не отличался, мог поддаться влиянию. Согласно справке из Курской областной наркологической больницы, наблюдается в подростковом кабинете по поводу эпизодического пьянства», – указано в акте амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы Жени.

-2

Подросток упираться не стал и выложил милиционерам все подробности совершенной им и его товарищем Васей Дерюгиным кражи. На этом все бы могло и закончиться, но парень продолжал говорить, признаваясь в десятках других хищений из квартир и называя имена своих подельников. К слову, за день парень успевал совершать до пяти преступлений.

Юных злоумышленников больше всего интересовали деньги, украшения, техника, а также качественная одежда. Воровали не всегда для продажи. Многие вещи оставляли себе, пряча от родителей.

«В моем присутствии я не особо замечал, чтобы какие-то вещи у Жени появлялись. Но был случай, когда на нем увидел трикотажную куртку. Когда спросил, откуда она у него, он ответил, что взял у друга поносить. Куртка исчезла потом. Сказал, что вернул ее», – рассказал следователю отец Жени Котова, главный инженер малого предприятия.

Мужчина также отметил: они с супругой жалеют о том, что позволяли своим матерям баловать внука лишними деньгами, в результате чего у подростка образовалась привычка к потребительству.

«По данному уголовному делу выявлены лица, принимавшие участие в совершении краж личного имущества граждан совместно с Котовым. Предъявлено обвинение: Дерюгину В., Рогову Л., Зайкову М., Белякову А., Кирееву М. Учитывая сложность дела, а также множество следственных действий, которые предстоит выполнить, требуется дополнительное время», – указал в одном из постановлений следователь Ленинского РОВД Алексей Лобов.

Убить или умереть

Уголовное дело, состоящее на тот момент из двух томов, начало стремительно расти, пополняясь различными справками, характеристиками и протоколами. Приведем фрагмент из протокола очной ставки между подозреваемыми Василием Дерюгиным и Александром Беляковым.

-3

Вопрос Белякову: Давал ли ты какие-либо золотые изделия на хранение Дерюгину? Если да, то какие, и знал ли Дерюгин о том, что эти изделия краденые?

Ответ Белякова: Примерно в сентябре 1991 года я передал на временное хранение Дерюгину Василию краденые золотые изделия: золотую цепочку, золотой кулон и золотой крестик, так как в том была необходимость. Дерюгину я не говорил, откуда это золото.

Вопрос Дерюгину: Где находятся золотые украшения, которые тебе передал на хранение Беляков?

Ответ Дерюгина: Беляков меня оговаривает, так как я не брал у него золотые изделия никогда. Беляков лжет!

Александр Беляков упомянут неслучайно. Дело в том, что 5 февраля 1992 года, после очередного допроса у следователя, 17-летний проходящий по делу о кражах парень был убит. Его тело с признаками насильственной смерти было обнаружено в канализационном коллекторе. Таким образом, уголовное дело о кражах и грабежах пополнилось «мокрой» статьей.

Уже 11 февраля трое подозреваемых были задержаны и помещены в СИЗО. Несмотря на попытки скрыть следы преступления, милиционеры сумели восстановить все его обстоятельства.

Началось все с трех тысяч рублей, которые у покойного одолжил его 18-летний знакомый Виктор Носов. Деньги парень потерял. Позже, чтобы вернуть долг, он украл у матери золотое обручальное кольцо и отдал его Белякову. Тот украшение взял, но вскоре вновь стал требовать деньги. В противном случае обещал расправиться с товарищем.

-4

К угрозам Виктор отнесся серьезно и решил действовать на опережение. «Он задумал избавиться от Белякова (убить его), о чем сообщил Артему Боровику, а тот Леониду Рогову. 5 февраля 1992 года они встретились и пошли втроем в подъезд дома, где проживал Беляков, ожидая последнего. Однако Беляков был у Максима Киреева, где смотрел по кабельному телевидению видеофильм. Чтобы ускорить возвращение Белякова, Боровик оборвал телевизионный кабель, а в подъезде выключил свет. Когда Беляков зашел в подъезд, Носов нанес ему по голове несколько ударов молотком, отчего тот сразу упал. Боровик вынес Белякова из подъезда на улицу. Носов с Роговым снегом затерли следы крови в подъезде. Затем Носов и Боровик потащили Белякова к канализационному люку, чтобы сбросить его туда. Рогов шел следом за ними, собирая спадающие с Белякова вещи. Около канализационного люка Носов нанес Белякову заточкой восемь ударов в грудь и спину, а затем сбросил его и вещи: фуфайку, шапку, шарф, кроссовки в канализационный люк», – такая картина убийства приводится в материалах уголовного дела.

Следует отметить, что у двух пособников убийства, Артема Боровика и Леонида Рогова, тоже имелся зуб на Белякова. Тот часто отбирал у них украденные вещи и требовал деньги.

Каждому по заслугам

Курский областной суд вынес приговор только 1 марта 1993 года. Евгений Котов, преступление которого и стало основанием для возбуждения уголовного дела, получил за свои многочисленные кражи и грабежи 4 года и 6 месяцев в воспитательно-трудовой колонии общего режима.

Виктору Носову за совершение умышленного убийства, краж и покупки краденого суд назначил 10 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии усиленного режима.

-5

Артем Боровик был признан виновным в пособничестве в умышленном убийстве и в кражах. Наказание – 8 лет лишения свободы в ИТК усиленного режима.

Леонид Рогов за хищения и укрывательство убийства получил 3 года ИТК общего режима.

За кражи еще двум фигурантам уголовного дела были назначены сроки – три с половиной года ИТК общего режима одному и два года другому.

В дальнейшем приговор дважды был изменен в связи с кассационными жалобами и изменениями в законодательстве. Впрочем, на сроках лишения свободы изменения почти не отразились – вместо 8 лет лишения свободы Артему Боровику было назначено 7 лет.

В ноябре 1999 года к 15-му тому уголовного дела была подшита справка о том, что Виктор Носов освобожден из мест лишения свободы и отправился в Курск.

Денис БЕРЕЖНОЙ, фото из архива уголовного дела

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1552/criminal/007545/.

Архив статей газеты ~ № 29 (1552) 16 июля ~ 2024 год.