Найти тему
Евгений Трифонов

Рискованная игра Хавьера Милея

InVoice Media, 16.07.2024

Президент Аргентины Хавьер Милей продолжает свои внешнеполитические шоу. Вслед за искромётным вояжем по Испании, где он выступил на мероприятии ультраправой партии Vox, превратив его в нечто вроде рок-концерта, Милей отправился в Бразилию. Там он не снизошёл до встречи с коллегой, президентом Инасио Лулой да Силвой, а поучаствовал в национальном митинге Конференции консервативных политических действий (CPAC Brazil), устроенном экс-президентом Жаиром Болсонару.

В Бразилии Милей повёл себя аккуратно: он не сказал ни слова в адрес Лулы, которого он ранее называл не иначе как «чёртовым коммунистом». Всё-таки Бразилия – крупнейшая страна Латинской Америки и важнейший экономический партнёр Аргентины. На Бразилию приходится 1/6 экспорта Аргентины, оттуда поставляется большая часть комплектующих для автомобильной промышленности Аргентины.

Президент Милей с вице-президентом Вильярруэль хорошо смотрятся на танке во время военного парада, но производство танков в Аргентине прекращено много лет назад
Президент Милей с вице-президентом Вильярруэль хорошо смотрятся на танке во время военного парада, но производство танков в Аргентине прекращено много лет назад

Участники конференции встречали Милея как героя: их собственный лидер Болсонару сильно поблёк в их глазах после запрета на участие в выборах и особенно после попытки скрыться в посольстве Венгрии.

В промежутке между испанским и бразильским вояжами Милей успел заявить о том, что президент Боливии Луис Арсе сам устроил против себя попытку переворота, спровоцировав отзыв боливийского посла из Буэнос-Айреса. В то же время Милей заявил о подаче заявки на вступление Аргентины в НАТО, и готовности оказать помощь Израилю и Украине. При этом аргентинский лидер на оставляет без внимания США, произнося хвалы Дональду Трампу и встречаясь с представителями крупного бизнеса (с Илоном Маском Милей успел установить дружеские отношения).

Всеми этими действиями Милей стремится возглавить международное праворадикальное движение, распространив своё влияние на Европу и США, но в первую очередь нацеливаясь на Латинскую Америку.

Проблема Милея как праворадикального вождя в том, что он одинок на международной арене и в Латинской Америке: союзником Аргентину Милея признаёт только Сальвадор, которым управляет правый радикал Найиб Букеле. Даже президент Эквадора Даниэль Нобоа, считавшийся «эквадорским Букеле», отмежевался от дуэта Милей-Букеле, объявив своим идеалом политика… левого Лулу.

В этой ситуации Милей рассчитывает на правые силы, находящиеся в оппозиции. На мероприятии CPAC в Бразилии присутствовали такие политики из этого лагеря, как чилиец Хосе Антонио Каст и боливиец Бранко Маринкович. В Чили позиции левого президента Габриэля Борича слабеют из-за экономических неудач и политических провалов, а рейтинг Каста растёт. В Боливии правящая партия расколота, и конфронтация между действующим президентом Арсе и «национальным лидером» Эво Моралесом грозит похоронить левый проект, что увеличивает шансы Маринковича на успех. Очень сильны позиции правых и в Колумбии, где левое правительство Густаво Петро последовательно проваливает экономические, социальные и политические проекты. Однако в крупнейших странах региона – Бразилии и Мексике – позиции левых остаются очень сильными.

Милей также умудряется отталкивать тех политиков (из умеренного правого лагеря), которые могли бы быть его союзниками. Так, он проигнорировал саммит МЕРКОСУР в столице Парагвая Асунсьоне. Это поставило под сомнение будущее важнейшего торгового союза Южной Америки, что сильно не понравилось правым президентам Уругвая Лакалье Поу и Парагвая Сантьяго Пенье.

Милей играет очень рискованно. Он сможет возглавить праворадикальное движение Латинской Америки, только если его экономические реформы будут успешными. «Милей представляет собой серьезную угрозу проекту Лулы, поскольку положительные экономические результаты Аргентины, даже полученные ценой высоких социальных издержек, могут быть использованы в политико-идеологической пропаганде основными противниками Лулы в Бразилии», - пишет бразильский эксперт Урия Фанчелли. То же самое можно сказать и в отношении Чили, Боливии и Колумбии.

Тем временем «шоковая терапия» Милея пока не приводит к началу экономического подъёма Аргентины. Полгода своего правления Милей потратил на «пробивание» реформ через Конгресс, где доминирует оппозиция, и на склонение к сотрудничеству губернаторов. Процесс утверждения реформ идёт медленно и с огромным трудом, в то время как социальная ситуация в стране тяжёлая. Уровень бедности и безработица возросли до небывалого уровня, а потребление мяса упало ниже уровня 1914 г. Транснациональные компании приветствуют реформы Милея, и заявляют о готовности инвестировать в Аргентину (в основном в горнодобывающие сектора), но пока мало что делают. Единственным успехом Милея является снижение инфляции, но и тут не всё гладко: в июне инфляция вновь ускорилась до 4,6%.

Пока у Милея сохраняются шансы на успех: 54% аргентинцев, невзирая на все тяготы, верят ему и поддерживают его начинания. Но усталость от ожидания подъёма экономики уже чувствуется. И если эта усталость охватит большинство аргентинцев, оно заблокирует все начинания Милея. Тогда вместо того, чтобы стать лидером праворадикального лагеря, он превратится в изгоя. И вместе с ним рухнет привлекательность правой модели развития во всей Латинской Америке.