Эта тема, христиан «голгофников» и «благодатников» поднималась недавно в статье про Дербентскую трагедию. Вызвала она вопросы и недоумения.
Стоит разъяснить поглубже.
Суть проблемы "голгофников" и "благодатников" состоит в том, что есть люди, которые окунаясь в христианство находят в нем трагедии, страдания, смерти во имя, голгофы. Их лозунг, как и апостола Фомы – «умрем со Христом».
Таких, по наблюдениям 80% христиан.
Другая же часть, меньшая, находит в христианстве ту благодать, что она дает через Христа во спасение. Благодать, которая помогает жить, проходить трудности, проявлять свое высшее созидательное начало в делах, достижениях, новых возможностях. Слоган этой части христиан можно прочесть так: Христос погиб за нас, чтобы мы жили. Ему не нужны новые голгофы. Милости Он хочет нам, а не новых жертв и несчастий наших.
Таких, по наблюдению - 20% христиан.
Формирование того или иного пула людей – христиан связано с глубокими личностными установками, которые не дают первым стать вторыми: голгофникам благодатниками. Что-то внутри самого человека глубоко этому препятствуют. Вот это что-то, нехорошее, и надо удалить. Не лелеять в себе, не считать своим, и добрым в себе, а то, что мешает и требует удаления.
Сказать, что такой переход, такое преображение голгофника в благодатника невозможны – глубоко ошибочно. Нет ничего невозможного Богу и нет ничего того, что жаждал бы человек, но не обрел, приложив известную долю стараний, а самое главное обретая озарения, знание, понимание, что делать.
Какие важные пункты перехода из «голгофников» в благодатники»?
Их можно выделить пять.
1. Понимание смысла христианской жизни.
Если человек живет плохо, дурно, несчастливо, много страдает и после принятия христианства жизнь его остается такой же (или даже хуже, то ничего не изменилось в его жизни и в нем (или даже ухудшилось).
А измениться должно (улучшиться).
В христианстве есть дух Святой, божественная энергия и свет, которые преобразуют человека.
И смысл жизни христианина, как сказал святой Серафим Саровский – стяжать такой дух.
Итак, если у меня остается все плохо (или становится хуже), я остаюсь голгофником, значит я не стяжаю Дух Святой. Значит я не тем занят в христианстве, не то в нем делаю, что есть благо мне.
А зачем я тогда в христианстве, если я этого не делаю не обретаю?
Надо брать и обретать.
2. Иночество и не иночество.
В Евангелии много раз Христос говорит ученикам, что вы не от мира сего. И это входит глубоко в подсознание. Надо жить иначе, не как все. Мир лежит во зле. Надо бежать от мира? Куда? В монастырь. И через время все нормальные люди в монастырях, а в миру одни мерзавцы. Зачем так радикально? Что разве прекрасную планету Земля Бог подарил мерзавцам всех мастей, а хорошим людям уготовал монастыри в лесах? Нет.
Мир лежит в разнообразии. И всем не надо идти в иноки, но только тем, кому дано. Это тоже говорит Христос в Евангелии, рассуждая о скопцах (Мф.19:12).
Надо быть чистым в мире (в смысле не наивным и доверчивым,, а не злобным), а испачкавшись – чиститься. Вот это надо. И для этого есть третий момент:
3. Методы духовной жизни, их применение
На этом канале немало статей про эти методы: церковные и не церковные. Методов много. Использовать можно любой, который ближе, эффективней и лучше подходит.
Не надо использовать их все, если какие-то не работают.
Кому-то помогают церковные методы: богослужение, исповедь, причастие. Если они действительно помогают – надо их применять.
Другим это помогает меньше. Но им помогают молитвы, богомыслия, посты вне церкви, в событиях их бурной жизни.
Хорошо, пусть будет так. Стоит использовать их.
Мне, например, больше всего помогают посты. И я делюсь на Ютуб канале этим методом. Однако, понимая, что другому могут быть ближе другие методы. Хорошо, пусть они расскажут нам, как они используют сильные для них методы, а мы поблагодарим их и будем использовать тоже.
Кто-то пробуждается от молитвы, кто-то от покаяния.
Простой пример. Стоит один человек и молится, просит у Бога: дай, дай, дай. Кому-то по прошениям дается. И он говорит: молитва – самый лучший метод. Просишь и получаешь. И это истина для него.
Для другого, не молитва, а покаяние работает. Такой человек, когда просит в молитве - может и не получать, как первый. Но зато этот лучше рефлексирует события и свои действия под влиянием совести, лучше и быстрее обнаруживает тьму совести, исповедует ее, очищает – и ему приходит благодать и жизнь благоустраивается. И такой скажет: покаяние - сила. И по своему будет прав. Это истинно для него.
Поэтому, изучив методы духовной жизни, надо освоить самые эффективные для себя и применять их всегда и везде, где нужно.
4. Наставники.
Для тех, кто является христианином воцерковленным большую помощь приносят «батюшки», «исповедники». Если батюшка "благодатник", то он поможет и подопечному стать "благодатником". Если "голгофник", то через время вы вместе с ним будете на «личностной голгофе». Он вам "продаст" то же, что носит в себе: страдание есть добро, надо больше страдать. Он заразит вас своей "голгофностью", пессимизмом и страданиями. В вас это не было, но пришло как приобретение, не нужное вам, но привнесенное, которое вы "скушали" не осознавая.
Но, если вы осознаете, что вам это не нужно то скажите: нет, дорогой друг. Бог нужен человеку для избавления от страданий и проявлений высшего в жизни, а не для сострадания с Ним. Бог распялся, чтобы мы воскресли и стали лучше.
Выбирать надо наставников, проверять их. Если хочешь стать "благодатником" найди священника, монаха, праведного человека "благодатника" и будь с ним. Наставник – это тот, кто является ролевой моделью вам, то есть владеет тем христианским поведением и духом, которым в потенциале владеете и вы. Пасхальным, созидательным, радостным.
5. Уход от отрицательных влияний.
В церковной литературе очень много отрицательных влияний. Эта литература сеет изрядную долю пессимизма. Жизнь борьба, мир зло, надо много страдать и многое другое. Проведите контект анализ поучений и вы сами обнаружите переизбыток пессимизма, страданий и тьмы.
Это внедряется и впитывается в подсознание очень цепко. Но можно не поить себя этим. А поить другим: Христа хотели убить, но Он воскрес. Вот и меня хотели забить, но со Христом я воскресну. Христос погиб, не для того, чтобы я и миллионы других тоже погибали. Тогда нет смысла в Его Жертве, если надо еще нескольким миллионов людей казнить на Голгофе, вместе с Ним. Нет. Он погиб, чтобы погибла в нас страсть, а воскресло все лучшее, высшее, все сущее.
Надо очень тщательно отслеживать все влияния на себя. 80% влияний вредны, 20% полезны. Вредные отсечь, положительным дать ход. Это в силах каждого.
Что будет при переходе из «голгофников» в благодатники»?
Будет чистота, пасхальная радость, добро. Будет реализация созидательных жизненных планов. Будет успех. Будет чувство того, что живешь в полной мере, живешь своей жизнью, а не навязанной.
Это чувство не сравнить ни с чем. Факты такой жизни – самые ценные. Вот ради этого стоит вести духовную жизнь. Не чтобы умирать со Христом, а чтобы спасаться от дури мира со Христом. Спастись от дури мира. Выбирать не ее, не страдания, с этим связанные, а выбирать благословенную, плодотворную жизнь.
Даже не смотря на плохую наследственность ( если в роду были темные люди, дурные люди), это подарит благодатную жизнь.
Заключение.
Вот для чего христианин обращается ко Христу. Вот, что происходит, когда его касается Христос. Не голгофу мы делим, а воскресаем во Христе. Голгофа у каждого из нас это тупая, бессмысленная, неплодотворная жизнь. До прихода ко Христу мы всей ей живем. В нас много мусора и вредных влияний, много бессмысленного, дикого и убогого. Вот это все в нас и нашей жизни и есть наша голгофа дурная. Мы пригвождены к такой дурной жизни скобами, скрепами, якорями.
Придя ко Христу, мы спасаемся от бессмысленной жизни, выдираем скрепы безумия и бессмысленности и творим осмысленную, плодотворную жизнь. Нашу, а не навязанную нам теми, кто нас не любит, а использует по своей прихоти. Нет. Так не будет.
"Жили мы плохо, хватит - станем жить светло и хорошо"
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Делитесь с друзьями.
Приглашайте на канал.
Добра всем.