23 июня 2024 года в Дербенте и Махачкале (Дагестан), как передает РИА Новости, произошло несколько терактов. Террористы напали на две православные церкви, синагогу и пост ДПС.
В Дербенте случилась великая трагедия: был убит настоятель православного храма, протоиерей Николай Котельников.
Родственники отца Николая, прихожане и священники церкви, в которой служил отец Николай ,считают погибшего святым, мучеником.
Патриарх Кирилл пока не отдал указание на проведение официальной канонизации убиенного священника. Поэтому, пока отец Николай почитается как неофициальный мученик в народной молве. Но, может быть, потом его и официально канонизируют. Пока патриарх выразил соболезнование родным и близким убиенного священника.
Путин посмертно наградил протоиерея Николая Котельникова орденом мужества, с формулировкой "за мужество и самоотверженность, проявленные ценой собственной жизни при спасении граждан от нападения террористов".
Казалось бы, ну все понятно: террористы, погиб священник, наградили посмертно, может быть канонизируют со временем. Но есть во всем этом несколько моментов, некая тайна, которую и хотелось осветить в данной статье.
Если после прочтения статьи захотите поделиться своим мнением – пишите в комментариях.
Великий церковник.
Отцу Николаю на момент мученической гибели было 66 лет (дважды возраст Христа). В священстве он с 1977 года. Что сказать о славном православном протоиерее: это церковник? Он очень любил святую церковь, с детства был воцерковленным человеком.
Отца Николая знали не только в Дербенте, но во всем Дагестане, как передает нам издание kp.ru. Отец Николай предложил идею памятника братству 3 религий – иудаизму, исламу и христианству (читай, авраамический памятник). По его идее был выполнен проект. На пешеходной улице в Дербенте был установлен этот памятник.
О чем это говорит? Священник ратовал за братство людей, религий, а не за распри и ссоры. Это Богов священник, понимаем мы.
Сильны были богослужения, проповеди отца Николая. Люди уважали его. К добрым и светлым – люди тянутся. К таким священникам идут. Такие священники от слова «свет». «Кто светел, тот и свят?».
Малоцерковник.
Отец Николай был не только церковником, но и благочестивым малоцерковником. «Малой церковью» в христианстве именуют семью, а «малоцерковниками» - благочестивых семейных людей.
Священник Николай Котельников был не только глубоко верующим и церковным человеком, но и человеком семейным, «малоцерковным».
Женился по любви на будущей матушке Валентине. Это была сильная взаимная любовь. Мы все с вами знаем, что такая любовь подается Богом людям, как дар, как подарок. Трое девочек – родных дочерей - украсило эту семью: Галина, Ольга и Антонина. Все трое замужем за священников, две за христианами – азербайджанцами, одна за христианином – украинцем. Духовный интернационализм?
Отец Николай с супругой Валентиной привили правильное воспитание дочерям, в христианском духе. И те восприняли ее. Благословенна эта семья. Христос в ней. В этой семье было, также, 6 внуков.
Отец Николай много служил, матушка Валентина занималась хозяйством и жила не просто с ним, а за ним, за – Мужем. Смотришь на такие семьи и не нарадуешься. Вот ведь что такое на практике семья, как малая церковь.
Так почему же мученическая смерть?
Этот вопрос задают себе многие люди, знавшие отца Николая. Задается им и дочь Антонина. Почему террористы убили именно его? Было ли это случайным?
Ответ на этот вопрос, косвенно, дает зять отца Николая Петр Гриценко в своем интервью для kp.ru.
Но, прежде тайны отца Николая, посмотрим на ситуацию несколько шире и объективней. Мы увидим две важные вещи.
Две объективные вещи.
1.Межрелигиозная
Дагестан, по большей части, это область религии ислама. По политическим настроениям это беспокойный регион России. Строя там православный храм, всегда есть риск религиозных распрей и расправ. Риск не абстрактный, а реальный.
До отца Николая в этом регионе расправились с другим православным священником, и не одним. После отца Николая (свято место пусто не бывает) туда направят нового священника, и не одного. В зону смертельного риска. Новая трагедия будет?
А зачем рисковать?
Зачем строить православный храм в беспокойном регионе с превалированием другой религии и с непонятными религиозными настроениями?
Ведь в православии существует такое понятие как «передвижная, походная церковь» (об этом, косвенно, была статья на этом канале достаточно давно). Аналогия с цирком шапито. Приехала походная церковь, расположилась, пока спокойно. Проводит богослужения и Таинства. Стало неспокойно в регионе – собралась, уехала. Ведь риски есть не только для священников, но и прихожан, если террористы, ведомые религиозной ненастью, начнут расправляться с «неверными»?
Не жалко людей? А жалеть стоит. Человек больше храма. Храм для человека, а не человек для храма. Человек – подобие Божие. Его беречь надо.
Варианта решения здесь два:
1. Либо делать передвижную церковь (церковь шапито),
2. Либо обеспечивать надежной охраной священство и приход церкви, если она стационарная.
2. Религиозный культ мученичества. «Голгофники» и «благодатники».
Вторая вещь связана с самим православием, с ее культом мученичества. Началось это еще с апостолов. Из 12 первых апостолов Христа, 1 стал предателем и повесился, 10 были казнены и закончили жизнь мученически, и лишь 1 (Иоанн) умер своей смертью в глубокой старости.
Из апостолов Христа, таким образом 83,3% (10 из 12) погибли мученически, насильственно.
Вспомним первые три века христианства. Сколько там было мучеников. Закончилось на этом? Нет
В «золотые века» христианского подвижничества (4-8 века от РХ) сколько христиан истязали себя до смерти в монашестве. Прочитайте про темницу (слово 5, «Лествицы» святого Иоанна Лествичника, была еще статья по этой теме на этом канале). Сколько грешников убили сами себя, пытаясь достичь прощения Богом. Как они мученически самоистязали себя.
И так продолжается и до сегодняшнего дня в разных вариантах: либо человека мучают, либо он сам себя. Считая это «по Христу». Мучеников в христианстве прибавляется очень много. Это более характерно для православного направления христианства, где по слову апостола Павла «проповедуют Христа Распятого» (1 Кор. 1:23) и делают планету Земля расширенной моделью не райского Эдема, а Голгофы. Христос распялся за человечество, а вместе с Ним распинаются, распинаются, распинаются и продолжают распинаться мученики. Расширенная Голгофа.
В протестантизме вопрос решен таким образом: Христос распялся за нас, мы должны почитать Христа и жить в согласии с Ним. Жить, а не умирать. Поэтому, в протестантизме нет культа мученичества. Собираются протестанты поют, ликуют и радуются, благодарят Христа за Его Жертву и почитают Христа, не нарушая Христово.
В православии «Христос распятый» и «Расширенная Голгофа» в норме вещей. Поэтому, чем больше мучеников – тем выше святость.
Так ли это во всем православии? Нет. Да, процентов 80 в православии (так это формируется) это христиане «голгофники», чей лозунг, как и у апостола Фомы: «Пойдем, и мы умрем с Ним» (Ин.11:16). Это активно проповедуется и внушается.
Но процентов 20 составляют другие православные христиане – «благодатники». Они славят не смерть со Христом, за Христа и просто смерть, а жизнь по благодати Христовой. Таковы, например, традиции православного святого Афона. Христос примирил людей с Богом и подарил Дух Святый. Этому учил нас святой Серафим Саровский, говоря о цели христианской жизни, как о стяжании благодати Духа Святаго, а не смерти во имя и за что-то.
Принцип Парето в христианстве: 80% «голгофники», 20% «благодатники»?
Да, пока (на сегодняшнем уровне общественного духовного сознания) статистика такова: в православии 80% «голгофников» и лишь 20% «благодатников». Христа понимают через смерть, а не жизнь. Проанализируйте свои мысли и поведение, если вы христианин, и подумайте: «а кто я, как христианин: «голгофник» или «благодатник»? Будьте честны перед Богом и собой и весьма интересное в себе увидите.
Вернемся к отцу Николаю. Он, по всей видимости, был христианином «голгофником». И потому его гибель не случайна.
Тайна отца Николая, грань первая.
Зять священника – Петр Гриценко – рассказал, кто был примером для отца Николая.
Духовником отца Николая и его семьи был другой священник – отец Петр Сухоносов. Отец Петр тоже мучеников погиб на Кавказе.
В 1997 году отца Петра хотели похитить и расправиться над ним. Его спасла тогда одна благочестивая девушка. Когда боевики хотели связать отца Петра у церкви, она вцепилась за него обеими руками и стала кричать. На ее крик сбежались женщины – ингушки, и они вместе отбили отца Петра от террористов. Вот они – великие женщины! Недаром, что христианство чтит женщину. Женщины спасли священника. Бог через женщин спас его и предупредил.
Казалось бы, после такого «счастливого случая спасения» отец Петр должен был бы «не искушать Господа Бога своего» (Лк.4:12) и либо уехать из региона, либо обеспечить себе охрану. И так поступил бы каждый человек, кроме христианина «голгофника». Потому что тот рассуждает иначе: «Смерть это хорошо. Пойдем и умрем с Ним».
В результате, два года спустя, в 1999 году боевики Арби Бараева снова похищают отца Петра. На этот раз удачно. Никто священника не спасает. Женщин рядом не оказалось, охраны и добрых людей?
Люди были, но никто не заступился. Отца Петра похищают на глазах прихожан в церкви. С ним же похищают еще двух священников – отца Петра Макарова и отца Сергия Потапова. Последних двоих скоро нашли. А отца Петра Сухоносова – нет. Через полгода нашлась видеопленка, на которой опознан убиенный отец Петр. Обнаженный и замученный.
Отец Николай чтил отца Петра, как своего духовника, и считал его смерть святой и подражательной. Притянул к себе несчастье, которое считал святым счастьем – умереть мученически? Психология «голгофника»?
Еще одна грань тайны: похищение.
Но это не одна грань тайны. Есть и другая.
У отца Николая, как было сказано выше, было три зятя священника, двое из них были крещенные азербайджанцы. Отец Николай перековал этнических мусульман в христианство, в православие. Казалось бы, исходя из либеральных представлений: это их право. Есть свобода вероисповедания. Какую веру хочешь, такую и принимай. Но на Кавказе не либеральный строй. Ортодоксально настроенный люди восприняли это как «религиозное похищение». И это тоже не простили отцу Николаю.
Третья грань тайны: икона и жена.
Петр Гриценко, зять отца Николая Котельникова, раскрыл и третью грань.
Боевики пришли в храм после воскресного богослужения 23 июня 2024 года (в праздник Святой Троицы, о котором была светлая статья на этом канале, в день Бога). Они целенаправленно хотели убить батюшку. Внимание боевиков привлекла православная икона, которую они решили сжечь прямо в церкви. Матушка Валентина хотела убрать эту икону от боевиков. Они ринулись на икону и на матушку.
Отец Николай встал между боевиками, иконой и женой и принял выстрел из огнестрельного оружия (не смертельный) на себя. Тем самым он спас две дорогие сердцу святыни: церковную икону и малоцерковную жену.
Жену, матушку Валентину, боевики тоже могли убить. Когда отец Николай упал, огнестрельное орудие было направлено на нее. Одного щелчка курка было достаточно, чтобы отправить ее к праотцам.
Она молились Богу в страхе и горе своем, и считает, что Господь ее спас. Возможно, что так. А может и другое, вкупе с первым – сработало правило у боевика: «джигит не убивает женщину». Бог напомнил джигиту о важном для него правиле и спас матушку – наверное так, в целостной картине произошедшего.
Так или иначе, но матушка Валентина была спасена.
С отцом же Николаем расправились холодным оружием. Добили.
Спасти жену, человека – да, благое дело. Погибнуть из-за иконы? В православной традиции много примеров такой гибели. Неужели иконописец не нарисует другую, и ее не освятят? Что дороже: жизнь человека – подобия Божьего или икона?
Мне представляется, что пока мы не ценим жизнь свою и наших ближних, мы не ценим Бога. Ибо жизнь и ближних дает нам Бог.
А вы как думаете?
Заключение.
Это большая трагедия. Погиб прекрасный человек, священник от Бога. Трагедия для семьи. Трагедия для прихода. Для друзей и близких. Трагедия и для Христа. Ведь Он не зовет нас на Голгофу, Он принял ее ради нас. Чтобы мы жили счастливо, любили друг друга и Бога любили.
Он хочет, чтобы мы жили в Эдеме, как и задумано Отцом, а не на Голгофе, и помогает нам в этом, исцеляя от ада в нас самих.
Еще важный момент. Время спустя в этот неспокойный регион пришлют нового священника, в тот же храм. И он поедет. И, может быть, повторит судьбу отца Петра Сухоносова, отца Николая Котельникова. И еще расширит Голгофу. Обереги Бог – пожелаю.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Подписывайтесь на канал.
Делитесь с друзьями.
Приглашайте на канал.
Любви всем!