Смотрим замечательный альбом "Польский жолнеж: одежда, вооружение и снаряжение с XI по XVII век" дальше. Право, он дает нам великолепную в своей наглядности (не считая известных условностей) картину того, как специфически менялось вооружение и "обмундирование" польского рыцарства в те периоды истории Польши, которые в России традиционно очень плохо знают. Ну, мало людей у нас увлекается польским Развитым Средневековьем даже в плане реконструкции, все больше предпочитают их XVI-XVII век, там гусары с крылышками, они няшные...)))
1. Рыцарь в турнирном облачении конца XIII в. По миниатюре, изображающей турнир Генриха IV Пробуса, князя Вроцлавского и Краковского (1266-1290), 1289 г. из швейцарского кодекса семьи Манесс в Цюрихе.
Замечу от себя: на рыцаре надет особый тип топхельма. Его иногда называют "большим" или "великим" шлемом. Немецкое название - грейтхельм. Вот его примерный аналог:
Вы заметили, как сильно он расширяется книзу? Особая "фишка" этого шлема в том, что, во-первых, он почти полностью опускается на плечи, этим частично снимая нагрузку с шеи (ибо весит такая конструкция от 3,5 до 5 кг), а во-вторых...
Обратили внимание на очень высокий купол, на огромное расстояние от глазных прорезей до макушки? Этот шлем надевался... Поверх другого шлема. Маленького черепника-цервильера. Была в XIII веке такая мода, держалась не очень долго, лет 50-70, но была. Верхний, "великий" шлем тогда пристегивался цепочкой (иногда двумя или тремя) к спине в районе лопаток. В ситуации, когда обзор важнее хорошей защищенности, скидывался.
2. Рыцари конца XIII - начала XIV вв.
Первый рыцарь, конный. Шлем-горшок выпуклого типа, на нем гребень в форме крыла; полностью кольчужная броня; сверху платье; на щите орел, а также орлы и чешский Лев на попоне. Согласно печати Вацлава II, короля чешского, князя Краковского и Сандомирского, в документе 1292 г.
Второй - пеший. Из печатей Пшемысла II, князя Великопольского и Краковского.
А здесь я бы советовал обратить внимание на глубокое седло с очень высокими луками и посадку в седле с прямыми ногами. Эта посадка совершенно правильная, она часто встречается в иллюстративных источниках того времени - например, в знаменитой Библии Мациевского:
3. Рыцари первой половины XIV в.
Первая фигура. Шишак конусообразный с наносником, с кольчужным койфом; кольчужный кафтан, стремена с продолговатыми к низу скобами; щит с шипами; копье; конский панцирь чешуйчатый для лба, шеи и крупа. Согласно печати Тройдена, князя Мазовецкого (1313-1341), на документе 1341 г.
Вторая фигура. Броня обруч-пластинчатый с девятью обручами: три верхних у левого плеча, шесть нижних в центре. В желоб щита засунут меч; в правой руке копье. Согласно печати Земовита, князя Мазовецкого, в документе 1343 г.
А вот это особенно интересно. Во-первых, у всадника, как кажется лично мне, щит не с шипами, а с... Перьями. Если это так (надо в любом случае смотреть оригинал, к которому у меня нет доступа), то, возможно, это первое изображение знаменитого польско-литовского щита с перьями. От которого пошли в дальнейшем гусарские крылья. Благо что и манера ношения полностью соответствует - на левой руке, но не в кулаке, щит просто висит на плече и предплечье, а рука удерживает поводья.
Вот, например, точно так же, как здесь. А это "крылатый" 1633 года.
Также крайне любопытен корпусный доспех у пешего. Это явный ламелляр восточноевропейского типа, из ламелек, связанных в горизонтальные полосы, и только потом соединенных вертикально. Вот, сравните - реконструкция ламелляра из Гомеля, как раз XIII век:
Для XIV века это уже некоторым образом архаика, но... Так оно всегда и было. Броня и оружие "спускаются" сверху вниз, устаревающие образцы перенимают низшие.
4. Рыцари второй половины XIV в.
Первая фигура - Болеслав II, князь Силезский и Свидницкий (ум. 1368 г.) , с надгробия в монастыре в Кшешуве в Нижней Силезии. Гребень на шлеме в клеточку бело-красного цвета с золотой каймой; пластины доспехов белые; часть перчаток, наколенники, шпоры, пояс, рукоять и нижняя фурнитура меча позолочены.
Фигура вторая. Болеслав, князь Опавский (1313-1370).
Фигура третья - Владислав, князь Опольский (ум. в 1401 г.), с печати на документе 1378 г. На седле собачка.
Вот собачка особенно умиляет...))) Обратите внимание: уже появляются полноценные бригантины. Да, это пока еще не кирасы, как может показаться, это - бригантины, просто крытые гладко, одним куском ткани, без выступающих заклепок. Также советую присмотреться к мечам, привязанным к нагруднику цепочкой: тоже вполне характерная для данной эпохи манера.
Вот, собственно, сами надгробия:
В описании из альбома сильно перепутаны даты (по крайней мере, с точки зрения современной историографии). Возможно, опечатка, возможно, ошибка - альбом, который мы здесь изучаем, был выпущен в 1960 году.
Болеслав Первый Опольский жил в 1281/1282 — 1313 гг. Его сын Болеслав Второй родился в 1300 году, а умер 21 июня 1356. Впрочем... Болеславов в польской истории - как собачек этих самых, нерезаных. Вот, например, печать Болеслава Третьего Расточителя:
Точно такой же рыцарь, в таком же шлеме с птичкой на макушке и мечом на цепочке. Топтал землю-матушку с 23 сентября 1291 года по 21 апреля 1352 года, был князем Легницким, Вроцлавским, Калишским и, между прочим, Опавским.
Честно говоря, разбираться в Болеславах мне откровенно лень. В Польше той поры творилась точно такая же чехарда с князьями, как на Руси в период феодальной раздробленности. Меня только оружие и доспехи интересуют. Сюда я эту путаницу с Болеславами приплел, только чтоб показать, что рисунки из альбома действительно более-менее точно передают оригиналы.
Кстати, с Владиславами в Полякии кавардак был не меньший...)))
5. Литовские князья конца XIV в.
Первый: Ягайло; король Литвы, согласно печати на документе 1380 г.
Второй: Витольд, князь Троцкий, из печати на документе 1385 года.
Третий - Кейстут, великий князь Литовский, с печати при документе 1379 г. На голове капалина, левая рука опирается на щит.
Дабы вы не сомневались, что отрисовки близки к оригиналам - вот она, та самая печать Кейстута 1379 года:
Только в оригинале на нем нет "досчатого" панциря, он одет только в кольчужный полный доспех с латными наколенниками.
Вот та самая печать Ягайло:
Что? Шлем не тот? Вот вам "тот" шлем:
Вообще, польские печати того времени отличались весьма высокой степень детализации. Поэтому зачастую они и служат источниками, весьма годными источниками на внешний вид знатных воинов.
Сфрагистического толка ))
В общем, наблюдаем плавный переход к готике, каковая в Польше тоже существовала в предписанный ей историческим материализмом период.
Вот и сама готика:
6. Рыцарь первой половины XV в. с картины ок. 1440 г., изображающей св. Георгия, в Епархиальном музее во Влоцлавеке. Наплечники, наколенники, шпоры, стремена, оправа меча золоченые, также розочки и конные концы; седло и сбруя темно-зеленые.
Второй воин -. по памятнику в Церкви Святого Иоанна, 1470 года (возведение церкви в Сиенне 1422 г).
Готика как она есть. С точно теми же деталями, что и в Европе. "Резкие" черты доспеха, круглые рондели, шлем-салад, кольчуга, надетая под доспех, полуторные (длинные) мечи.
Собственно, вот вам аналог того, что надето на нашего конного рыцаря:
Это сборный доспех (детали от разных комплектов), но тем не менее вполне настоящий. 1480-1500 года.
А вот дальше начинается самое интересное. Дальше в Польше происходит переход от Готики к классическому гусарскому доспеху, и от меча - к сабле.
Но на это мы будем смотреть в третьей части Марлезонского балета...)