Найти тему
Половинка Луны

Хюмашах: султанша-сирота

При написании статьи я всегда просматриваю, что по этой теме уже публиковалось другими авторами. Иногда это полезно - можно обратить внимание читателей на ошибки, если они есть. Бывает и так, что по теме мне и нечего добавить. Сегодня не такой случай - хотя биография этой султанши есть в том числе и в википедии, но, как мне кажется, там есть ошибки. Но, как это часто бывает, есть много противоречивой информации и разных версий одних и тех же событий

Хюмашах Султан - единственный ребёнок Шехзаде Мехмеда, умершего от болезни в 1543 году. Год её рождения неизвестен, но, скорее всего, находится во временном отрезке 1540-1544. В любом случае, своего отца она помнить не могла. По очень распространенному мнению, после смерти отца она воспитывалась во дворце под присмотром бабушки и дедушки - Хюррем и Сулеймана. А её мама, чьё имя мы не знаем, повторно вышла замуж*.

Усыпальница Шехзаде
Усыпальница Шехзаде

Хюмашах-султан, будучи внучкой султана, имела право носить титул «султан». Это не было нововведением, подобная практика существовала и раньше, хотя в более ранние времена внучки правящего монарха носили титул «ханым султан».

Картинка сгенерирована ИИ
Картинка сгенерирована ИИ

Первым мужем девушки стал Ферхад-паша бин Мехмед, который был воспитанником эндеруна (школа для пажей в третьем Дворе Топкапы). Ферхад последовательно занимал посты второго капыджибаши (глава дворцовой охраны), аги янычар (1553), и санджакбея провинции Кастамону (1557).

В отношение года, когда был заключен брак, есть разночтения - называют как 1566/67 год, так и 1555-й. Первая дата, пожалуй, сомнительна, ведь в этом случае девушке было бы хорошо за двадцать, что для тех времён было очень поздно.

В первую брачную ночь Ферхад-паша подарил своей супруге Священный Коран. Хюмашах хранила его всю жизнь и даже в своём завещании попросила читать его над своей могилой:

Пусть это делают мои дети, пусть читают для меня с душой. Ради Аллаха и чистой души Посланника Аллаха, пусть те, кто будет читать, честно пожертвуют это моей душе. Останутся со мной день и ночь. Кто не исполнит этой моей воли, завтра, в Судный день, я буду рядом с Всевышним и возложу свои руки им на плечи

Супруг занимался калиграфией и продавал собственноручно переписанные Священные Кораны за 100 золотых монет, что было очень дорого. Пара жила в Стамбуле во дворце, который находился около мечети Султана Баязида, возможно, он располагался непосредственно на территории Старого Дворца (Эски сарай).

6 февраля 1575 года Ферхад-паша умер. В этом браке не свет появилось 11 детей, что снова возвращает нас к мысли, что он длился скорее 20, нежели 10 лет.

Дети Хюмашах Султан от брака с Ферхадом-пашой, а также линия её потомков. Источник: Juliette Dumas Au cœur du harem Les princesses ottomanes à l’aune du pouvoir (XV e-XVIII e s.)
Дети Хюмашах Султан от брака с Ферхадом-пашой, а также линия её потомков. Источник: Juliette Dumas Au cœur du harem Les princesses ottomanes à l’aune du pouvoir (XV e-XVIII e s.)

Через 6 месяцев после смерти Ферхада-паши Хюмашах снова вышла замуж. Её избранником стал Лала Мустафа-паша, который был в два раза старше супруги - на момент брака ему было около 75 лет. Несмотря на это в браке всё же родился один ребёнок - мальчик по имени Абдулбаки. Мустафа-паша был учителем шехзаде Баязида и Селима и, как считается, немало поспособствовал победе Селима в его противостоянии с младшим братом. Когда его воспитанник взошёл на престол, Мустафа-паша продолжил карьеру в качестве губернатора, а затем одного из визирей дивана. На период брака с Хюмашах приходятся тяжёлые персидские кампании, где главнокомандующим был Мустафа. Тогда же обострилось соперничество с его давним соперником Коджа Синаном-пашой. Есть противоречивые сведения о том, удалось ли Мустафе в итоге занять пост Великого Визиря - скорее всего, он три месяца был исполняющим обязанности, но официального назначения на пост так и не получил. По легенде, когда на пост назначили ненавистного Коджа Синана-пашу, Мустафа глубоко опечалился и умер. Случилось это 7 августа 1580-го года.

И тут могла бы быть информация о третьем муже Хюмашах, которым считают Мехмеда-пашу - брата Ибрагима-паши великого визиря периода женского султаната. Могла бы быть, если бы не уточненная дата смерти Хюмашах из вполне достоверного источника - 1577-й**. Выходит, что Хюмашах умерла даже раньше своего престарелого второго мужа.

Захоронение Хюмашах Султан
Захоронение Хюмашах Султан

Косвенно раннюю смерть подтверждает и сохранившееся завещание султанши. Оно было написано её собственной рукой и заверено в присутствии свидетелей в 1570-м году. Женщина завещала свое имущество (дом у мечети Баязид, поместья в Румелии, другие дома в Стамбуле) детям, вне зависимости от пола, а если род пресечется - в пользу бедняков в Мекке. Также интересно, что женщина очень подробно распланировала, что делать после её смерти - какие молитвы читать, сколько заплатить за совершение ритуалов и какие средства отдать на благие цели. Женщину, по её желанию, похоронили рядом с отцом в усыпальнице рядом с мечетью Шехзаде.

Примечателен также простой и искренний язык, которым написано завещание. В нём Хюмашах Султан обращается к Султану Сулейману как к «дедушке», к Шехзаде Мехмеду — как к «отцу», а к Михримах — как к «тёте». Она не использует вычурных титулов, а просто и тепло называет своих близких.

Из завещания становится ясно, что дворец у мечети Баязид был подарен Султаном Сулейманом. На момент составления завещания мать Хюмашах Султан была ещё жива и повторно вышла замуж. Однако женщина не оставила ей и другим родственникам, кроме своих детей, никакого наследства. Вместо этого она попросила родственников не вмешиваться в дела наследников, потому что всё подробно изложено в завещании.

Удивительно, но фонд Хюмашах Султан существовал до конца самой Османской Империи. На земельных участках в районах Шехзадебаши, Боздоган, Везнеджилер, Сулейманийе, Календерхане (районы вокруг мечети Шехзаде) располагались магазины чернил, парикмахерские, продуктовые лавки, доходы от которых попадали в фонд. Линия потомков к тому времени растворилась, потому доходы от фонда использовались в благотворительных целях.

Потомки Хюмашах

  • Фатьма Султан (интересно, что правнучка Султана всё ещё носила этот титул), вышла замуж за Бейлербея Мустафу Пашазаде Мехмет-бея. Когда он умер в 1586-м году она построила для него усыпальницу на кладбище мечети Шехзаде. В 1588 году умерла и сама Фатьма, её похоронили рядом с мужем. О второй дочери ничего неизвестно.

  • Первое поколение потомков по мужской линии состояло из пяти беев и двух пашей. Все они обучались во Дворце в специальном корпусе для сыновей государственных чиновников.
  • Хаджи-паша достиг высокого поста — стал губернатором Сарухана. Ибрагим-паша также дослужился до звания губернатора провинции. У него был только один известный сын, который, подобно своему двоюродному брату, стал беем.
  • Третий сын, Мустафа-бей, также получил образование во Дворце, как и его старшие братья, но не достиг таких же успехов. Интересно, что его сын Сулейман выбрал иной путь и стал исламским учёным. Но на этом особенности семьи заканчиваются: его собственные потомки в течение трёх поколений становились пашами: сын Ахмед, внук Мустафа и правнук Исмаил. Об остальных сыновьях Хюмашах нет дополнительной информации. Можно сказать, что они выбирали военную службу вплоть до шестого поколения потомков, после чего следы семьи исчезают из архивов. Многие потомки этой ветви султанской семьи похоронены на кладбище комплекса Шехзаде.
-7

*Маркантонио Донии в 1562 году писал, что Визирь Ферхад Паша был родственником Пертева Паши, тоже визиря и в прошлом главы корпуса янычар: Пертев был женат на матери жены Ферхада, то есть на матери Хюмашах. Семейное захоронение Пертева (авторство принадлежит архитектору Синану) находится в районе Эйюп, судя по обелиску его жену звали Футуха, и она умерла в 1571 году. Интересно, что Пертев был активно вовлечен в строительство комплекса Шехзаде. По менее распространенной версии Футуха была наложницей казненного шехзаде Мустафы.

**Это следует из записей Сейида Локмана, который служил официальным шехнамеджи (придворным историографом) во дворце Топкапы в 1569-1595 годах. (İbrahim PAZAN SEYYİD LOKMÂN’IN OSMANLI HANEDANINA DAİR VERDİĞİ DOĞUM, ÖLÜM VE DÜĞÜN TARİHLERİNİN (1566-1595) OSMANLI KRONİKLERİNDEKİ KAYITLARLA KARŞILAŞTIRILMASI)