Можно ли самостоятельно определить качество дома и квартиры при покупке? Как узнать, соответствует ли квартира установленным требованиям? Разберемся с тем, что именно входит в понятие «качественный дом» и как можно его проверить на этапе строительства или приемки.
«Качественный дом»: что это означает
Начинать нужно с понятия «качественный». В описании любого ЖК застройщики и продающие компании используют это слово. Но понятие достаточно объемное, в соответствии с действующим законодательством оно обозначает, что дом отвечает строительным правилам и нормативам, является безопасным для проживающих.
Для подрядной компании критерии качества означают:
- своевременную сдачу строения;
- отсутствие претензий по стороны покупателей и контролирующих органов;
- передача жилья без необходимости доработок.
В среднем 90% сданных квартир принимаются покупателями без претензий и после первого показа. Такой уровень можно считать качественным, то есть недвижимость соответствует установленным нормативам. Но надо понимать, что качество – это не только стены и отделка, это еще и благоустройство, социальная и инженерная инфраструктура. Поэтому понятие «качественный» значительно расширяется и включает в себя:
- общая жилая среда комплекса;
- транспортная доступность, наличие парковочных мест;
- досуговые и торговые объекты в пределах комплекса;
- наличие социальных и общественных зон, мест для отдыха, игр, прогулок;
- продуманные, удобные планировочные решения;
- внутреннее благоустройство дома, достаточное количество лифтов, качество холлов, наличие колясочных и кладовок;
- система охраны территории, интересно проектированный, удобный двор и многое другое.
Без таких дополнительных критериев оценки даже самый добротный дом не сможет считать качественным, полностью приспособленным для комфортабельного проживания.
Как оценить качество
Для самостоятельной или профессиональной оценки качества используются объективные и субъективные критерии. Застройщики часто обещают больше, чем выполняют, то есть реализация проекта от рекламного рендера может быть далекой. Это касается не только экстерьера здания, но и планировок, обустройства общественных зданий и прилегающей территории. Поэтому для покупателя важно знать, по каким критериям он может оценивать качество при приемке и предъявлять претензии компании-застройщику.
Критерии оценки качества:
- тип стройматериалов, используемых для возведения дома (кирпич и монолит используются для двух разных технологий, они не равно заменяемые);
- качество утепления, наличие дополнительной звукоизоляции стен;
- тип фасада, используемые материалы;
- планировочные решения для квартиры, общественных внутренних зон;
- благоустройство прилегающей территории, наличие всех заявленных зон – игровых площадок, спортивных зон, мест для прогулок и других;
- объем озеленения для территории;
- качество и тип материалов для внутренней отделки;
- наличие и разводка инженерных коммуникаций в квартире.
Необходимо учитывать, что в некоторых случаях застройщик может заменять стройматериалы аналогичными без ухудшения свойств и внешнего вида. Причины – отсутствие поставок или другие препятствия для закупок. Но брать дешевые и менее качественные он не может, это уже нарушение и основа для претензии.
Как оценить качество при приемке
Большинство покупателей при оценке смотрят только на внешний вид самой квартиры, не обращая внимание на остальное. Но большую часть недочетов можно увидеть самому. Это касается не только отделочных материалов и ремонта, но и оконных блоков, дверей, напольного покрытия. Важно обратить внимание на степень готовности общественных зон, благоустройство таких территорий и помещений, лифты, освещение и многие другие моменты. Если самостоятельно сделать это не получается, рекомендуется привлечь независимого эксперта. Стоимость его услуг доступная, она полностью оправдывает себя.
Какие ошибки совершают чаще всего
Чаще всего покупатели совершают такие ошибки:
- при покупке не проверяют технические и другие документы;
- акт приемки подписывается, несмотря на сомнения и явные недочеты;
- при оценке не учитывается общедомовое имущество, его состояние;
- не принимаются во внимание гарантии застройщика, их наличие или отсутствие;
- с подписью акта ждут до последнего момента, когда нормально провести осмотр уже не получится;
- при оценке качестве не используют услуги квалифицированных экспертов;
- предпочитают не акцентировать внимание на явных минусах и недостатках.
Основная ошибка – отсутствие оценки со стороны опытного эксперта. Есть ряд скрытых и неявных дефектов, которые визуально не видны. Проверенные застройщики ведут собственную внутреннюю систему контроля и качества, что позволяет своевременно устранить все минусы. Для этого привлекаются не только эксперты, но и испытательные лаборатории, внедряются многоступенчатые системы контроля. Все это не только гарантирует качество, но и отсутствие задержек и проблем при приемке объекта государственными службами.