Продолжая тему взаимодействия с нашими Шэньчженскими офисами, не могу пройти мимо пары зарисовок из найма туда персонала...
Прелюдия
Когда того же Сергея нанимали в корпорацию - его брали не как главу разработчиков, а как своего, русского парня, но со знанием китайского - как языка, так и менталитета, знакомого с местными нравами и подходами.
Он учился в одном из университетов в Китае, приехав туда по какой-то из программ, жил во время учёбы где-то в трущобах, вставал, как ему казалось, бесконечно рано - где-то в 5:30, быстро ел и собирался - а за окном крестьяне в полях уже давно стояли в вечно согнутых позах и пахали в поте лица.
Сергей выходил на улицу, и каждый день, проходя мимо них, думал - Ну нет, на такое я точно не согласен. - Как говорится, он ничего не имел против них, хорошие люди, особенно красиво они смотрелись на плантациях... но представлял он себя в мечтах кем-то иным, выше всего этого, посреди космических технологий и хай-тека, восседающим где-то на вершине пищевой пирамиды.
А пока что, местные только ругались на него, когда он чего-то не понимал или не делал то, что его просили, покрывали его отборными китайскими ругательствами, а потом, глядя ему в глаза, честно объявляли то, что думали - Ну да, что с тебя, тупого, взять-то - ты ж иностранец, глупенький белый. Когда же он что-то просил или надо было что-то получить от условного китайца, то в ответ получал - Не, ну тебе это надо, ты этим и занимайся.
Акт 1
Пока Сергей получал после учёбы опыт на различных передовых (и не очень) заводах Китая - я работал в России, тоже после учёбы, но в американской компании. Компания разрабатывала электронику и имела центры разработок - где-то в Штатах и в промзоне в Питере, а также два производства - одно в том же Питере и одно в Китае, где-то в глубинке, подальше от цивилизации - но не настолько, чтобы не найти никого, кто бы выучил вчерашних землепашцев и доярок искусству сборки электроники.
В те лихие годы компания всё никак не нарадовалась счастью иметь дело с почти бесплатными китайцами - вместо аренды Питерского здания со стенами метровой толщины и бесконечным отоплением в промозглые месяцы с октября по апрель, господа из Штатов поставили в китайской глубинке железный ангар. На первом этаже ангара китайские девочки до 17 лет вручную паяли примитивную электронику, а на втором они всей деревней дружно жили, спали и размножались.
Почему строго до этого возраста? Потому что после 17 лет глаз уже не тот и рука с паяльником трясётся от начинающегося артрита - точность падает, поэтому, по достижению этих "почтительных" лет девочек переводили на второй этаж, делать следующих китайцев. Пенсии ни у кого из них не было, пожилых содержали юные, а зарплата была у всех где-то на уровне плинтуса.
Интерлюдия
Американские компании активно вкладывали в китайскую промышленность, и точно знали где какая фабрика что может производить. Наша компания точно знала, что у одной из китайских фабрик есть переданные им формы для литья, подходящие для нашей техники, но когда шеф, родом из Чикаго, запросил на фабрике партию корпусов, то услышал следующий ответ:
- Закажите у нас новая форма, всего за триста тысяча долларов, и мы будем лить вам ваши корпуса миллионами.
- Да не, я знаю что у вас есть нужная мне литьевая форма, сделайте мне по ней корпуса.
- Да-да, канесьно! У нас всё есть! Закажите у нас новая форма, всего за триста тысяча долларов, и мы будем лить вам ваши корпуса миллионами.
- Так, нет, я знаю форма у вас уже есть, просто отлейте по ней корпуса.
- Да-да, канесьно! У нас всё есть! Закажите у нас новая форма, всего за триста тысяча долларов, и мы будем лить вам ваши корпуса миллионами.
И что-то добавлял на китайском своим коллегам.
Сбившись на попытке подсчёта раундов повторений китайским партнёром одной и той же заученной фразы, американец понял, что у него ничего не получится, и надо поискать себе занятие поинтереснее, чем пытаться заставить китайца заниматься ненужным ему, китайцу, занятием, и тем более получить от него твёрдое нет.
- А как же вложения, наших американских компаний? - спросил он под конец китайца.
- А можете забыть - внезапно совершенно без акцента отвесил его собеседник и закончил разговор.
Акт 2
Сергей наконец получил классный опыт, я уже перешёл из американской компании в питерскую корпорацию, а Сергей был нанят туда же - но не в R&D блок, а контролировать фабрику в Китае. Слава китайских сборочных производств делать что угодно и как угодно, только бы не по документации, если над ними не стоять с палкой и не лупить их, летела далеко впереди, и Сергея взяли именно на такую должность - надзирателем.
Сбылась его мечта. Он ходил посреди завода партнёров, строго смотрел на маленьких людишек, что стояли в рядах между сборочными столами, одет он был в шорты, рубашку с коротким рукавом, голову его украшал настоящий пробковый шлем - а в руках была бамбуковая палка, которой он с удовольствием с размаху лупил провинившихся бракоделов.
Сергей был на седьмом небе от счастья - наконец-то, свершилось. Он где-то наверху той самой пищевой цепочки. Правда, хай-теком особо не пахло, точнее пахло - но не везде, и что тогда, что десять лет спустя, туалеты в Шэньчжэне представляли собой дырки в полу, а дружественно настроенные китайцы норовили оторвать что-нибудь предыдущему "посидельцу" в отместку за следы его бурной жизнедеятельности. Но это было уже не так важно - гораздо важнее была бамбуковая трость в руках, как символ бесконечного превосходства.
Наверное, именно на таких фабриках того же Foxconn (где работает полмиллиона человек, на секундочку!) и сбрасывались не выдержавшие психологического давления рабочие.
Заключение
Работая в Москве, в совершенно другой компании, я снова столкнулся с поиском технологических представителейи инженеров в Шэньчжэне - но это и не удивительно, этот город - считай, одна из мировых столиц электроники, и здесь сосредоточено всё, что вы можете и не можете себе представить в этой отрасли. Передо мной лежало несколько резюме, одно из которых HR мне подсовывал как "самое интересное".
Молодой парень на фото смотрел на меня с фотографии, пронзительно прищуриваясь (или это только так показалось?), он работал до этого в Kinon и производил фотоаппараты (а я всё не мог понять, с кого они название перевернули - с Nikon или с Canon, по аналогии с Gnusmas и NokIa?), а в резюме в графе общее был указан возраст - 28, рост - 175 и вес - 110. Парень врал. С такими пропорциями, да при таком росте он должен был весить не 110 , а все 150, ну, 130, как минимум. Зачем он врал? И зачем вообще, чёрт возьми, мне его вес? Мы же не на спортивном чемпионате и в поход по диким местам не собираемся. Так было принято - пояснили мне, и не спрашивайте для чего (ну, разве что заранее подбирать мебель и прогнозировать отказ кресел с ним дружить).
Но основное, что я уже видел - что он, что другие соискатели по своему внешнему виду точно не были забитыми необразованными деревенщинами - холёные, упитанные профессионалы, они смотрели на нас с усмешкой, как бы намекая - и вас мы тоже съедим на завтрак, не волнуйтесь.
============
Больше историй из найма и адаптаций и увольнений здесь.
Больше статей про Шэньчжэнь здесь.