Для многих термины «цифровизация» и «автоматизация» будут синонимами, однако за этими словами скрывается абсолютно разные смыслы, которые могут и, вероятно, будут определять лицо технологической трансформации общества на ближайшую перспективу. Давайте разберёмся, в чём разница и почему для нас, граждан России, эти процессы являются принципиально важными.
Начнём с цифровизации. Именно в её рамках в России осуществляется основной комплекс трансформационных действий, направленных на модернизацию внутрисоциальных и экономических связей нашего общества. Буквально она означает перенос в электронный вид всей коммуникации (пересылку и обработку информации), предоставление услуг и сервисов, а также экономических связей (деловой активности). Побочным эффектом цифровизации является трансфер персональной информации о человеке и иных личных данных операторам цифровых технологий для более качественного оказания услуг, в ряде случаев без персданных они не заработают в принципе. Последнее означает, что цифровые платформы и алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ), занимающиеся обработкой и анализом такой информации, будут знать обо всех и каждом очень много всего интересного, практически любой аспект нашей жизни. Ведь услуги и сервисы не ограничиваются какой-то одной сферой, стало быть, в областях применения цифровых технологий наша жизнь и действия будут под плотным мониторингом (как минимум) и контролем (как максимум). В перспективе конгломерат цифровых решений, собирающие и обрабатывающие информацию о нас по единой методологии, с одним центром приземления или в рамках одной платформы-интегратора, вполне способны образовать систему социального рейтинга – чем больше информации известно о человеке, о его жизни и поступках, тем легче системе формировать «мнение» о его «правильности» и «полезности». Но не будем излишне углубляться в эту тему (подробнее про соцрейтинг и механику его работы можно почитать здесь: https://dzen.ru/a/ZkUpoKyBuAbJO2ww).
Если угодно, то цифровизация – это более быстрая, чем привычная аналоговая или «бумажная» модель передачи и обработки (осмысления) данных с целью принятия решений, в которой ключевая роль принадлежит электронным информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и ИИ-алгоритмам. Абсолютно любых решений. Как на государственном уровне, так и в узком частном случае работы цифровой платформы в интересах конечного потребителя (навигатор в телефоне, дистанционная покупка и доставка товаров, оформление разрешений и документов, переписка с госорганами и частным сектором, взаимодействие с другими людьми и т.д.). Для всего этого и многого другого теперь не нужно исписывать тонны бумаги ручкой и топать ножками в различные инстанции, а также на встречу с другими людьми, чтобы лично обратиться, что-то получить, купить, передать или решить. Это цифровизация. Она в ряде случаев действительно удобна, она решает, она стимулирует природную лень человека. К ней быстро возникает доверие и привязанность, без неё потом трудно возвращаться к старой схеме с личными физическими походами куда-то, очередями и бесконечным переписыванием бланков, заявлений и прочих документов.
Цифровизация полезна и экономоператорам, оптимизирующим свои вертикальные и горизонтальные связи с применением передовых ИКТ. Если всё сделано по уму, то цифровизация экономических процессов существенно ускоряет и увеличивает производительность как организации в целом, так и отдельного исполнителя в частности – он может сделать больше за меньший период времени. Цифровизация также полезна и госсектору (если это не сканирование или оцифровка бумаги). По аналогии с частниками, ИКТ и ИИ-алгоритмы способны многократно ускорить работу бюрократии, помочь в первичной обработке информации и огромного массива стекающихся данных для более качественного и своевременного принятия управленческих решений. Кроме того, снижается вероятность возникновения «человеческого фактора», т.е. количества ошибок или недобросовестного исполнения обязанностей конкретными исполнителями, поскольку весь процесс анализа информации и принятия решений становится более открытым и гладким, потому что основную работу выполняют цифровые помощники, а общее число вовлечённых в эту деятельность чиновников – радикально уменьшается. Но это в идеале. На практике в России госсектор всё же по большей части живёт в логике «бумажного документооборота», где ИКТ – это лишь способ пересылки и хранения цифровых копий документов. Т.е. по сути у нас цифровизация – это дополнительная надстройка к уже сложившейся веками системе управления со всеми её плюсами и минусами. Некое ускорение бюрократических процессов всё же происходит, однако потенциал «цифры» раскрывается весьма ограниченно и «человеческий фактор» по-прежнему является главной проблемой.
Однако даже при оптимальном сценарии цифровизация практически ничего не даёт реальному сектору экономики, т.е. производство товаров и материальных благ осуществляется по привычным шаблонам. Например, если навигатор, встроенный в ваш телефон или иной гаджет, в режиме реального времени рекомендует объехать улицу, на которой ведутся дорожные работы (это цифровизация), то сами эти работы могут и наверняка ведутся по старинке – лопатой и отбойными молотками, которыми вооружены реально существующие, а не цифровые рабочие. Скорость завершения работ до момента, когда навигатор скажет вам, что теперь можно спокойно возвращаться к привычному маршруту, к цифровизации никакого отношения не имеет. И она на это никак повлиять не может. Зато изменить ситуации вполне способна автоматизация.
В противовес цифровизации, автоматизации нет никакого дела до того, есть ли система электронного документооборота в госструктурах и каким образом работают рекомендательные сервисы в онлайн-кинотеатрах. Ей безразлично каким образом вы платите за проезд в общественном транспорте или как вы оформляете документы - через госуслуги или путём личного обращения в профильное ведомство. Автоматизации также до лампочки ваши личностные траектории роста и индивидуальный рейтинги клиента в банковских сервисах или услугах такси. Автоматизация – это про увеличение производительности и качества генерации общественно-значимым благ. Пример. В доисторические времена первые аграрии для возделывания земли использовали палку-копалку. Такой себе простейший и неудобный (малопроизводительный) инструмент. Чуть лучше, чем грести землю руками. Временные и энергозатраты на возделывание земли таким способом были неоправданно велики, поэтому человек придумал способ как автотоматизировать или частично делегировать эту тяжелую работу. На помощь он призвал крупный рогатый скот. Мулы и лошади, запряжённые плугом, т.е. более совершенной версией палки-копалки, оказались способны гораздо быстрее и в большем объёме обрабатывать землю. Прошло ещё какое-то время и им на смену пришёл трактор – новый способ автоматизировать (делегировать) эту работу более совершенным помощникам. Производительность повысилась многократно, а человек по-прежнему был в центре процесса, хотя его «аграрный функционал» существенно изменился. Сегодня автоматизация не стоит на месте и уже стали появляться беспилотные трактора и комбайны, способные вспахивать землю и собирать урожай вообще без участия фермеров. Теперь задача последних – настраивать и обслуживать технику, а не ковыряться как раньше в земле. Кто-то резонно может возразить, что приведённый пример – это больше про механизацию, т.е. создание более эффективных инструментов. Однако беспилотный трактор также включает в себя обширный стек технологий, применяемых в цифровизации. Взять хотя бы тот же ИИ, управляющий машиной. При этом фокус смещён с человека и его удобства на решение прикладной задачи, а технологии не занимаются изучением (мониторингом) и уж тем более контролем поведения отдельно взятого лица или общества в целом.
Ещё один пример, который я знаю практически из личного опыта. Бывший коллега по Сколтеху вёл один проект в сфере автоматизации, как он сам его в шутку называл, «помидорного робота». Если кратко, то роботизированное устройство на колёсах с многочисленными камерами, датчиками и сенсорами катается по теплицам и снимает показания с растений, как они себя чувствуют, как питаются, чем болеют, как растут и переносят удобрения и т.д., т.е. выполняет функцию агронома 24/7 без перерывов на обед, сон и отпуск. При этом конечное решение о том, как, где, когда, и как много выращивать условные помидоры остаётся за человеком – машина лишь работник в поле. Как и беспилотный трактор, который не принимает и не может принимать за оператора решений о том где, когда, как глубоко и как много вскапывать земли. На этом фоне современный этап цифровизации, напротив, всячески влезает в когнитивный функционал человека, стремясь в проактивном ключе ему сделать приятное и предвосхитить возможные ожидания. А помидоры фермеры по-прежнему выращивают руками, как и сотни лет назад.
В Японии, где демографическая проблема стоит крайне остро (коэффициент рождаемости всего 1,3 ребенка, а для простого воспроизводства населения в мирное безпандемийное время нужно как минимум 2,1), пошли путём не массового завоза «ценных специалистов» для примитивного ручного труда, а максимальной автоматизации (роботизации) большинства рутинных процессов. Там вместо чернорабочих роботы и автоматизированные комплексы собирают автомобили на заводах Тойота (до 75% всего объёма работ), они же отвечают за железнодорожное движение и уборку улиц (роботы по подрезанию веток деревьев – особый вид внешне устрашающих «терминаторов»), а также заменяют людей на тяжёлых и вредных производствах. Для японцев автоматизация – это способ, прежде всего, повысить качество жизни всех и каждого, а не заставить население следовать определённой модели поведения, стимулируя лень и желание потреблять много и в кредит.
Сказанное выше не означает, что цифровизация вредна и не нужна. Как уже отмечалось, оба тренда используют во многом одни и те же технологии, однако целеполагание разное. В идеале оба сценария должны дополнять друг друга, упрощая и ускоряя бюрократию, а также снимая с человека необходимость тратить много времени и сил на рутинные и трудозатратные процессы. Однако в нашей стране добиться баланса пока не получается. У нас цифровизация прямым образом влияет на поведенческие паттерны человека, не снимая с него обязанность трудиться также, как и в 20-м веке. Но поскольку с «цифрой» в сознание человека проникает и лень, а также перманентная потребность «чтобы было хорошо», то голод на низкоквалифицированный и не самый приятный ручной труд предлагается утолять за счёт завоза миллионов мигрантов со всеми неизбежными этнокультурными и религиозными проблемами. Потому что так проще и дешевле. Теперь вы всё знаете.
Июль 2024 г.
Подписывайтесь: https://t.me/y_lindre (Телеграм) https://dzen.ru/lindre (Дзен)
#будущее #цифровизация #технологии #ии #общество #искусственный интеллект #автоматизация #линдре #россия #управление #персональные данные #правительство #человек #наука #государство #роботы #япония