Уверен, читатель часто слышал фразы типа «власть развращает». Для нас привычна ситуация, когда в общем хороший человек не справился с искушением властью. Сегодня я расскажу об одном социальном механизме, который приводит к такому результату.
Автор в курсе, что у проказы нет такого проявления. И болезнь, вызывающая данный эффект называется по-другому. Но термин уже успел устояться. Да и запомнить проще термин «проказа», а не длинное латинское название.
Данный механизм, широко известный в узком кругу как «Проказа». И проще всего его объяснить по аналогии с одним интересным биологическим заболевание. Излечить это заболевание нельзя – но можно его практически полностью подавать.
Больному достаточно вовремя принимать не самое дорогое лекарство чтобы подавить развитие болезни. Вроде бы больной и не выздоровел – но может вести обычную жизнь. Многие онкобольные с радостью поменялись с ними местами. При этом смертность среди больных, принимающих препараты, все еще высока. Как же так?
Боль – наш телохранитель
Дело в том, что во время развития болезни, отмирают болевые рецепторы. Казалось бы – ну не чувствует человек боли, что в этом плохого? Кто из нас за всю жизнь избежал ожогов, ушибов и порезов. Мало кто радуется своим травмам. А к теми, кто радуется – интересуются профессионально добрые дяди в белых халатах. Значит избавление от боли – это благо?
Нет, потому что эволюционный смысл боли – обратить внимание на проблему и изменить поведение. Человек обжегся? Боль доносит это до нашего сознания и заставляет отстраниться от раскаленной поверхности. Человек порезался? Боль сообщит и об этом. Более того – мы инстинктивно оберегаем болящее место – чем уменьшаем риск вторичного воспаления.
Но у больного условной «Проказой» - больше нет боли. Ничто не предупредит его о том, что его палец попал в пламя или ногу пропорол ржавый гвоздь. Нет больше боли, которая бы донесла до больного информацию о том, что ссадина воспалилась и надо идти к доктору.
Поэтому лечебный курс, кроме собственно лекарственных препаратов, включал так же обучение особому поведению. Больных приучали регулярно осматривать себя. В конце концов не важно – доложит ли вам о воспалении боль или же вы увидите это собственными глазами.
Как вы уже догадались – выживали те, кому хватало самодисциплины регулярно осматривать себя. У остальных же мелкие травмы типа порезов быстро вырастали до генерализованного заражения крови, гангрены или чего-то подобного. Что обычно кончалось смертью.
При чем тут социология?
Казалось бы – что общего между весьма специфической болезнью и поведением людей, обладающих властью? Дело в том, что поведение большинства людей определяется реакцией окружения.
Парень приходит домой пьяным и бьет жену? Соседи начинают хуже относиться к нему. Нарушил какое-то другое общественное правило – получи порицание от общества, соседей или знакомых. Не важно – разумное правило ты нарушил или пережиток отмершего прошлого – тебе дадут повод призадуматься о том, все ли ты делаешь правильно.
Но в некоторых случаях мотивация сильно теряет в силе. Чаще всего это происходит если человек в своих глазах возвышается над теми, чья критика должна дать повод задуматься о своем образе действий. Типичным примером является ощутивший свою власть чиновник. Что ему упреки каких-то там мелких людишек?!
Но этот эффект затрагивает не только чиновников. В группу риска попадают все, кто одной стороны тесно взаимодействуют с людьми, а с другой – занимают в этом взаимодействии привилегированное положение. Очевидно, что сюда входят различные инспектора – от постовых ГИБДД до инспекторов системы образования.
Еще в группу риска попадают люди, чьи профессии завязаны на работу с населением – медицина, начальное и среднее образование, различные социальные работники. Действительно – будет ли учитель всерьез воспринимать критику от 7-класника? Или терапевт жалобы 80-летней бабушки?
С одной стороны, игнорирование такой критики рационально. В конце концов 50-летний педагог должен знать о жизни побольше 14-летнего подростка. С другой стороны что помешает этому же 50-летнему педагогу заняться самообманом в стиле «все дети – дебилы, а я – великий педагог!»
Как избежать?
К сожалению, избежать самого эффекта не выйдет. Если человек поднялся над своим окружением – то он перестает ценить критику этого окружения. Не важно – произошло ли это из-за личных достоинств человека или вследствие занимаемой должности. Но можно нивелировать негативные последствия.
И этот способ аналогичен тому, чему обучают больных «проказой». Перепроверяйте свое поведение. Сомневайтесь, повторно проверяйте свои выводы. Задавайте вопросы реальности – экспериментируйте.
Если вы ловите себя на фразах типа «Ну я это знал, просто…». Если для вас поведение других людей становиться необъяснимо, но при этом этих людей вы считаете примитивными – стоит задуматься – нет ли у вас социальной «Проказы»?
Почему важно бороться?
Если не бороться с эффектами «Проказы» общество очень распадается на изолированные страты. Общение – а значит и эффективное распространение знаний происходит исключительно внутри страты. Общение между стратами практически не ведется и, по сути, сводится к двух стилям. Общение с менее привилегированной стратой основано на мнении «они – серая, безвольная масса». С более привилегированной массой – «они – глупцы и самодуры».
Это уже произошло в области образования. Для учеников и их родителей есть «эта школа», которая заставляет делать непонятно что, непонятно зачем. Причем под школой подразумеваются именно учителя – потому что именно с учителями и взаимодействуют родители.
Для учителей – ученики и родители – та самая «серая, безвольная масса», с которой не имеет смысла разговаривать на равных. В тоже время отношение учителей к администрации школ практически полностью копирует отношение учеников к учителям – администрация заставляет делать непонятно что, непонятно зачем.
Но поинтересуетесь мнением администрации школ, да не официально – когда можно и выговор схлопотать за откровенность, а кулуарно. И вам расскажут, что сейчас в школах преподает … да-да, «серая, безвольная масса». Ибо все талантливые педагоги уехали в Москву, ушли в бизнес и так далее – если короче талантливые педагоги работают не здесь. А все потому, что министерство – «заставляет делать непонятно что, непонятно зачем». Смешно? Да. Страшно за будущее? Безусловно.