Найти тему
Записки Патриота

Социальная «Проказа»

Уверен, читатель часто слышал фразы типа «власть развращает». Для нас привычна ситуация, когда в общем хороший человек не справился с искушением властью. Сегодня я расскажу об одном социальном механизме, который приводит к такому результату.

Автор в курсе, что у проказы нет такого проявления. И болезнь, вызывающая данный эффект называется по-другому. Но термин уже успел устояться. Да и запомнить проще термин «проказа», а не длинное латинское название.

Данный механизм, широко известный в узком кругу как «Проказа». И проще всего его объяснить по аналогии с одним интересным биологическим заболевание. Излечить это заболевание нельзя – но можно его практически полностью подавать.

Больному достаточно вовремя принимать не самое дорогое лекарство чтобы подавить развитие болезни. Вроде бы больной и не выздоровел – но может вести обычную жизнь. Многие онкобольные с радостью поменялись с ними местами. При этом смертность среди больных, принимающих препараты, все еще высока. Как же так?

Боль – наш телохранитель

Дело в том, что во время развития болезни, отмирают болевые рецепторы. Казалось бы – ну не чувствует человек боли, что в этом плохого? Кто из нас за всю жизнь избежал ожогов, ушибов и порезов. Мало кто радуется своим травмам. А к теми, кто радуется – интересуются профессионально добрые дяди в белых халатах. Значит избавление от боли – это благо?

Нет, потому что эволюционный смысл боли – обратить внимание на проблему и изменить поведение. Человек обжегся? Боль доносит это до нашего сознания и заставляет отстраниться от раскаленной поверхности. Человек порезался? Боль сообщит и об этом. Более того – мы инстинктивно оберегаем болящее место – чем уменьшаем риск вторичного воспаления.

Боль заставляет нас заботится о себе
Боль заставляет нас заботится о себе

Но у больного условной «Проказой» - больше нет боли. Ничто не предупредит его о том, что его палец попал в пламя или ногу пропорол ржавый гвоздь. Нет больше боли, которая бы донесла до больного информацию о том, что ссадина воспалилась и надо идти к доктору.

Поэтому лечебный курс, кроме собственно лекарственных препаратов, включал так же обучение особому поведению. Больных приучали регулярно осматривать себя. В конце концов не важно – доложит ли вам о воспалении боль или же вы увидите это собственными глазами.

Как вы уже догадались – выживали те, кому хватало самодисциплины регулярно осматривать себя. У остальных же мелкие травмы типа порезов быстро вырастали до генерализованного заражения крови, гангрены или чего-то подобного. Что обычно кончалось смертью.

При чем тут социология?

Казалось бы – что общего между весьма специфической болезнью и поведением людей, обладающих властью? Дело в том, что поведение большинства людей определяется реакцией окружения.

Парень приходит домой пьяным и бьет жену? Соседи начинают хуже относиться к нему. Нарушил какое-то другое общественное правило – получи порицание от общества, соседей или знакомых. Не важно – разумное правило ты нарушил или пережиток отмершего прошлого – тебе дадут повод призадуматься о том, все ли ты делаешь правильно.

Но в некоторых случаях мотивация сильно теряет в силе. Чаще всего это происходит если человек в своих глазах возвышается над теми, чья критика должна дать повод задуматься о своем образе действий. Типичным примером является ощутивший свою власть чиновник. Что ему упреки каких-то там мелких людишек?!

Но этот эффект затрагивает не только чиновников. В группу риска попадают все, кто одной стороны тесно взаимодействуют с людьми, а с другой – занимают в этом взаимодействии привилегированное положение. Очевидно, что сюда входят различные инспектора – от постовых ГИБДД до инспекторов системы образования.

Да кем ты себя возомнил?! Да кто ты такой! Знай свое место!
Да кем ты себя возомнил?! Да кто ты такой! Знай свое место!

Еще в группу риска попадают люди, чьи профессии завязаны на работу с населением – медицина, начальное и среднее образование, различные социальные работники. Действительно – будет ли учитель всерьез воспринимать критику от 7-класника? Или терапевт жалобы 80-летней бабушки?

С одной стороны, игнорирование такой критики рационально. В конце концов 50-летний педагог должен знать о жизни побольше 14-летнего подростка. С другой стороны что помешает этому же 50-летнему педагогу заняться самообманом в стиле «все дети – дебилы, а я – великий педагог!»

Как избежать?

К сожалению, избежать самого эффекта не выйдет. Если человек поднялся над своим окружением – то он перестает ценить критику этого окружения. Не важно – произошло ли это из-за личных достоинств человека или вследствие занимаемой должности. Но можно нивелировать негативные последствия.

И этот способ аналогичен тому, чему обучают больных «проказой». Перепроверяйте свое поведение. Сомневайтесь, повторно проверяйте свои выводы. Задавайте вопросы реальности – экспериментируйте.

Если вы ловите себя на фразах типа «Ну я это знал, просто…». Если для вас поведение других людей становиться необъяснимо, но при этом этих людей вы считаете примитивными – стоит задуматься – нет ли у вас социальной «Проказы»?

Почему важно бороться?

Если не бороться с эффектами «Проказы» общество очень распадается на изолированные страты. Общение – а значит и эффективное распространение знаний происходит исключительно внутри страты. Общение между стратами практически не ведется и, по сути, сводится к двух стилям. Общение с менее привилегированной стратой основано на мнении «они – серая, безвольная масса». С более привилегированной массой – «они – глупцы и самодуры».

Если человек возвысился над толпой, но на глаза упала корона - жди беды
Если человек возвысился над толпой, но на глаза упала корона - жди беды

Это уже произошло в области образования. Для учеников и их родителей есть «эта школа», которая заставляет делать непонятно что, непонятно зачем. Причем под школой подразумеваются именно учителя – потому что именно с учителями и взаимодействуют родители.

Для учителей – ученики и родители – та самая «серая, безвольная масса», с которой не имеет смысла разговаривать на равных. В тоже время отношение учителей к администрации школ практически полностью копирует отношение учеников к учителям – администрация заставляет делать непонятно что, непонятно зачем.

Но поинтересуетесь мнением администрации школ, да не официально – когда можно и выговор схлопотать за откровенность, а кулуарно. И вам расскажут, что сейчас в школах преподает … да-да, «серая, безвольная масса». Ибо все талантливые педагоги уехали в Москву, ушли в бизнес и так далее – если короче талантливые педагоги работают не здесь. А все потому, что министерство – «заставляет делать непонятно что, непонятно зачем». Смешно? Да. Страшно за будущее? Безусловно.